Сибирские огни, 1937, № 1

■хи Пушкина, дружно смеются, когда до­ кладчик читает эпиграммы на Александ­ ра I, на архимандрита Фотия, Аракчее­ ва, Воронцова и друпих «высокопостав­ ленных» негодяев. Зал затихает совершенно, когда до- кладчик начинает говорить о том, как была подстроена дуэль врагами поэта, о последних часах жизни Пушкина. После доклада В. Непомнящих было задано много вопросов. Спрашивали о предках, родителях и детях Пушкина, не дожил ли кто-нибудь из них до на­ ших дней? Опрашивали о том, почему в одних и тех же стихотворениях поэта •отдельные строки читаются по-разному, опрашивали о влиянии на Пушкина его предшествёнников-писателей, в частно- вти, Державина. Подробно спрашивали о причинах дуэли, о дальнейшей судьбе Дантеса и т. д. Начались выступления. Ученица непол- *ой средней школы Вера Любина гово­ рила, что она очень любит читать про­ изведения Пушкина и с большим инте­ ресом прочла все крупные произведения поэта, а сегодняшний доклад помог ей шонять их художественное значение. — Я многое читала из произведений Пушкина, — говорила зав. избой-чи­ тальней Е. П а н ч е н к о . — Но биогра­ фия поэта мне была очень мало знако­ ма. Надо бы нашим издательствам из­ дать массовым тиражом книгу о жизни Александра Сергеевича, в книжке такой » чувствуется огромная нужда. Огромная нужда и в произведениях великого по­ эта. Книг его у нас очень мало, в книж ­ ных магазинах их нет совсем. — Оказывается, некоторые стихи Пушкина мы поем, а сами и не знаем — кто написал их, — говорил в своем вы­ ступлении орденоносный председатель колхоза Мария Васильевна М и т у с о - ва. — Я только что пела «Буря мглою небо кроет», а забыла, что стихи эти написаны Пушкиным. Или, например, стихотворение «Прибежали в избу де­ ти» многие знают, а кто написал — так­ же не помнят... Ах, нашу бы колхозную деревню увидал такой талантливый по­ эт! Вот бы яркие, радостные песни на­ писал он. А поэты наши, к слову ска­ зать, мало еще пишут о новой деревне. Пусть они учатся у Пушкина писать просто и художественно о нашей радо­ сти. Песен, радостных, новых песен на­ до нам. И книг Пушкина побольше!.. — Он знал хорошо жизнь, — сказал чабан-орденоносец, Иван Данилович Б а л ю к , — писал о ней, как она есть. Смело выступал против царя, архиман­ дритов и богородицу высмеял, любил декабристов, смотрел в будущее и ве­ рил, что взойдет заря счастья. Она вэо- жма над нашими селами. Мы теперь счастливо живем. Я получаю на свои трудодни в колхозе деньгами девять -тысяч рублей и хлеба пятьдесят шесть щентнеров. Эх, если бы в наше время он жил! Вот воспел бы новую, счастливую» жизнь. — Моя любимая <песня «Узник», — го­ ворил чабан И. П. П а н а ч е в с к и й, — она написана просто, волнует мое серд­ це. Здесь вложена мысль о воле — «Мьг вольные птицы; пора, брат, порах Жаль, что не дожил Пушкин до этол поры. Мы стали вольными соколами. Живем и трудимся на земле, закреплен­ ной за нами бесплатно навечно. После вопросов « обмена мнениями учащиеся местной школы выступили с декламацией стихов великого поэта. Были прочтены следующие стихи поэта: «К няне», «Деревня», «К Чаадаеву», «Памятник», «К морю» и др. Вечер затянулся... Решено было на 1 следующий вечер продолжать беседу в красном уголке. И на другой день в пе­ реполненном помещении красного угол­ ка докладчик, по просьбе собравшихся, прочел ряд стихотворений Пушкина, от­ ветил на новые вопросы. БИБЛИОТЕКИ К ПУШКИНСКИМ ДНЯМ Библиотеки, входящие в сеть отделав народного образования, начали со сре­ дины 1936 года проводить работу по подготовке к столетию со дня смерти А. С. Пушкина. Эта работа библиотек преимуществен­ но выражалась в проведении громких чтений произведений Пушкина, органи­ зации пушкинских уголков, проведении литературно-художественных вечеров. По сведениям, имеющимся от 105 биб­ лиотек, громкие чтения произведений Пушкина проводились и проводятся всеми библиотеками. Количественный учет получен только от 16 библиотек. Этими шестнадцатью библиотеками про­ ведено в самих библиотеках, в колхо­ зах, в тсраоных уголках предприятий 42в громких чтений произведений Пуш­ кина. Какие же произведения Пушкина чи­ тались перед аудиториями слушателей? На предприятиях и в колхозах Бий- ского района читались повести «Барыш­ ня-крестьянка», «Дубровский», сказки и другие. В колхозах Быстро-Истокского района были прочитаны повести «.Ме­ тель», «Станционный смотритель», «Дуб- ровокий». В Венгеровском районе в бригадах шести колхозов Вевгеровского- сельсовета были прочитаны и разобра­ ны «Дубровский» и «Капитагнская доч­ ка». В бригадах колхозов Крагнощеков- ского района читалась поэма «Цыганы-,, сказки, повесть «Капитанская дочка», из­ бранные стихотворения. В Каменском районе особым успехом пользовались «Руслан и Людмила», сказки и вольно­ любивые стихотворения. Почти повсе­ местно читалась повесть — «Дубров­ ский». Среди детей наибольшим успехом пользовались сказки Пушкина. Многие библиотеки организовали лек­ ции о жизни и творчестве Пушкина. На­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2