Сибирские огни, 1937, № 1

избушке в Савкине? Этот проект меня очаровывает, и я к нему возвращаюсь в нобое время». Отдыхать и творчески ра/ботать мечтал здесь Пушкин. Но... думы не сбылись. ТРИГОРСКОЕ Путь идет полем. Направо, где перебро­ шен мост, вьется сизой, 'лентой Сороть. Вот окоро место, где дороги из Михайлов­ ского, Тригорского и Савкино в одну сли­ ваются. Это место «трех сосен». Напрасно взор их ищет: их пет теперь. Говорят, гроза сожгла их. Пни исчезли. Но мы пом­ ним слова поэта: ...Три сосны Стоят — одна поодаль, две другие Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо «Я проезжал верхом гари свете лунном, Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствовал... t (26 сентября 1835 г.). У трех холмов дорога поворачивает в ногост Воронин. О нем Пушкин упомянул в первоначальной варианте заглавия тра­ гедии «Борис Годунов»: «Передо мной моя трагедия. Не могу вытерпеть, чтоб не выписать ее загла­ вия. — Комедия о настоящей беде Мо­ сковскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве. Писал рай божий Але­ ксандр сын Сергеев Пушкин, в лето 7333, на городище Вороничеве. Каково?» (Пись­ мо П. А. Вяземскому, 13 июля 1825 г.). Вправо от трех холмов изгибается сте- жеягка для пешеходов. Невольно читаешь вслух стихи Н. М. Языкова, та® образно иередающие пейзаж, который развернулся норе* нами: В стране, где Сороть голубая. Подруга зеркальных озер, Разнообразно между гор Свои изгибы расстилая, Водами ясными поит Поля, украшенные нивой, — Там, у раздолья, горделив# Гора треххолмная стоит; fia той горе, среди лощины. Перед лазоревым прудом. Белеется веселый дом Я сада темные куртины. Село и пажити кругом. <1826 г.). Вступаем в обширный фруктовый парк (площадь около 15 десятин). Темнеет большой фундамент барского дома, сгоревшего в 1918 г. Видно, что дом был обширен. По описи 1881 г. в нем было десять комнат, кухня и подвал. Окон было 32. На барский дом он не по­ ходил, так как был приспособлен под гос­ подский из заводского строения. А когда-то здесь текли «патриархаль­ ные беседы», разыгрывались пьесы Рос­ сини, завязывались легкие летучие рома­ ны с «Зизп, кристалл души моей». Здесь Пушкин увлечен был А. П. Керн. Она в своих «Воспоминаниях» указывает: «Во время пребывания моего в Тригорском я пела Пушкину стихи Козлова «Ночь ве­ сенняя дышала». Мы пели этот романс на голос „Benadetta sia !а rnadre" барка- роллы венецианской. Пушкин с большим удовольствием слушал эту музыку». Поэт же в письме от 21 июля 1825 г. к А. Н. Вульф пишет: «Все Тригорское поет: «Не мила ей прелесть ночи», и это сжимает мне серд­ це; вчера мы с Алексеем Николаевичем (Вульфом) говорили четыре часа подряд. Никогда у нас с ним не было такого длин­ ного разговора. Угадайте, что нас вдруг соединило? Скука? Сходство чувства? Не знаю. Я все ночи хожу по саду, я гово­ рю: «она была здесь, — камень, о кото­ рый она споткнулась, лежит у меня на столе, рядом с ним — завядший гелио­ троп; я пишу много стихов, — все это, если угодно, очень похоже на любовь; по клянусь вам, что ее нет. Если бы я был влюблен, мною в воскресенье овладела бы судорога бешенства и ревности, а я был только задет, — однако мысль, что я для пее — ничто, что, разбудив, заняв ее во­ ображение, я только тешил ее любопыт­ ство, что воспоминание обо мне ни на минуту не сделает ее ни более рассеян­ ной среди ее триумфов, нп более пасмур­ ной во дни ее печали, что ее прекрасные глаза будут останавливаться на (каком- нибудь рижском фате с тем же разры­ вающим душу сладострастным выражени­ ем, — нет, эта мысль для меня невыно­ сима!». В ‘семействе П. А. Осиповой Пушкин находил радость и дружеское к себе от­ ношение. И он бесконечно дорожил этим и когда был в разлуке с хозяйкой именья, то скучал о ней. Эта близость, на про­ тяжении всех лет их знакомства, надол-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2