Сибирские огни, 1937, № 1
избушке в Савкине? Этот проект меня очаровывает, и я к нему возвращаюсь в нобое время». Отдыхать и творчески ра/ботать мечтал здесь Пушкин. Но... думы не сбылись. ТРИГОРСКОЕ Путь идет полем. Направо, где перебро шен мост, вьется сизой, 'лентой Сороть. Вот окоро место, где дороги из Михайлов ского, Тригорского и Савкино в одну сли ваются. Это место «трех сосен». Напрасно взор их ищет: их пет теперь. Говорят, гроза сожгла их. Пни исчезли. Но мы пом ним слова поэта: ...Три сосны Стоят — одна поодаль, две другие Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо «Я проезжал верхом гари свете лунном, Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствовал... t (26 сентября 1835 г.). У трех холмов дорога поворачивает в ногост Воронин. О нем Пушкин упомянул в первоначальной варианте заглавия тра гедии «Борис Годунов»: «Передо мной моя трагедия. Не могу вытерпеть, чтоб не выписать ее загла вия. — Комедия о настоящей беде Мо сковскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве. Писал рай божий Але ксандр сын Сергеев Пушкин, в лето 7333, на городище Вороничеве. Каково?» (Пись мо П. А. Вяземскому, 13 июля 1825 г.). Вправо от трех холмов изгибается сте- жеягка для пешеходов. Невольно читаешь вслух стихи Н. М. Языкова, та® образно иередающие пейзаж, который развернулся норе* нами: В стране, где Сороть голубая. Подруга зеркальных озер, Разнообразно между гор Свои изгибы расстилая, Водами ясными поит Поля, украшенные нивой, — Там, у раздолья, горделив# Гора треххолмная стоит; fia той горе, среди лощины. Перед лазоревым прудом. Белеется веселый дом Я сада темные куртины. Село и пажити кругом. <1826 г.). Вступаем в обширный фруктовый парк (площадь около 15 десятин). Темнеет большой фундамент барского дома, сгоревшего в 1918 г. Видно, что дом был обширен. По описи 1881 г. в нем было десять комнат, кухня и подвал. Окон было 32. На барский дом он не по ходил, так как был приспособлен под гос подский из заводского строения. А когда-то здесь текли «патриархаль ные беседы», разыгрывались пьесы Рос сини, завязывались легкие летучие рома ны с «Зизп, кристалл души моей». Здесь Пушкин увлечен был А. П. Керн. Она в своих «Воспоминаниях» указывает: «Во время пребывания моего в Тригорском я пела Пушкину стихи Козлова «Ночь ве сенняя дышала». Мы пели этот романс на голос „Benadetta sia !а rnadre" барка- роллы венецианской. Пушкин с большим удовольствием слушал эту музыку». Поэт же в письме от 21 июля 1825 г. к А. Н. Вульф пишет: «Все Тригорское поет: «Не мила ей прелесть ночи», и это сжимает мне серд це; вчера мы с Алексеем Николаевичем (Вульфом) говорили четыре часа подряд. Никогда у нас с ним не было такого длин ного разговора. Угадайте, что нас вдруг соединило? Скука? Сходство чувства? Не знаю. Я все ночи хожу по саду, я гово рю: «она была здесь, — камень, о кото рый она споткнулась, лежит у меня на столе, рядом с ним — завядший гелио троп; я пишу много стихов, — все это, если угодно, очень похоже на любовь; по клянусь вам, что ее нет. Если бы я был влюблен, мною в воскресенье овладела бы судорога бешенства и ревности, а я был только задет, — однако мысль, что я для пее — ничто, что, разбудив, заняв ее во ображение, я только тешил ее любопыт ство, что воспоминание обо мне ни на минуту не сделает ее ни более рассеян ной среди ее триумфов, нп более пасмур ной во дни ее печали, что ее прекрасные глаза будут останавливаться на (каком- нибудь рижском фате с тем же разры вающим душу сладострастным выражени ем, — нет, эта мысль для меня невыно сима!». В ‘семействе П. А. Осиповой Пушкин находил радость и дружеское к себе от ношение. И он бесконечно дорожил этим и когда был в разлуке с хозяйкой именья, то скучал о ней. Эта близость, на про тяжении всех лет их знакомства, надол-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2