Сибирские огни, 1937, № 1

вдго количества спектаклей эта трагеоия ке имела за все предыдущее время. Пуш­ кинская трагедия в постановке Художе­ ственного театра была очень тщательной с точки зрения всякого рода изобразитель­ ной документации, как места действия, так и в особенности обстановки и костюмов, а также с точки зрения воспроизведения на «цене различного рода обрядов и дета­ лей внешней характеристики действующих лиц, в особенности польской его части. Но с точки зрения глубокого, правдивого рас­ крытия пушкинских текстов — этот снек- жению Лжедмитрия. У Пушкина он вы­ ступает, как смелый авантюрист, способ­ ный не только внушить доверие, но н утвердить авторитет своего нрава на пре­ стол. Постановка 1934 г. страдала всякого рода вульгаризмами. Режиссер спектакля, как это видно и из его режиссерской экс­ позиции, предпосланной этому спектаклю, стремился воспроизвести на сцене исто­ рию Смутного времени, именно как рево­ люцию народную. Он стремился показать на сцене «расстановку» классовых сил. Эскиз декорации 1 картины—„Красная площадь", худ. С. Белоголовый такль заставлял желать много лучшего. Достаточно оказать, что известный моно­ лог «Достиг я высшей власти» читался актером, когда он лежал ®а лавке, заку­ танный всякого рода теплыми одеждами. Это 'было еделано потому, что по диалогу стольников Борис Годунов недомогал, был вообще болен, и поэтому режиссером был уложен в постель. Лжедмитрий в трактовкеМосквина пред­ ставлял собой бойкого разбитного русско­ го парня, чересчур простоватого, чересчур угловатого, но милого. Это, конечно, • в корне противоречит пушкинскому изобра- Обилие всякого рода социологических моти­ вировок, всякого рода пупшшноведческих домыслов загромоздило спектакль совер­ шенно слабыми картинами. Вместо знаме­ нитого диалога между Шуйским и Воро­ тынским пьеса произвольно начиналась сценой на Красной площади. Затем режис­ сером была восстановлена вычеркнутая из печатного экземпляра сцена со злым чер­ нецом. Она была превращена режиссером в сцену «кружала», в которой один из мо­ лодых бояр уговаривает Гришку Отрепьева гыдать себя за Дмитрия. Такая трактовка основывалась режяссе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2