Сибирские огни, 1937, № 1
В изображении Пушкина» Борис Году нов несомненно талантливая, интересная и одаренная личность. Пушкин, следуятра дициям Шекспира, не стремится очернить Годунова в глазах читателей-зрителей. Го дунов — умный, возвышенной души чело век. Он мучается содеянным преступлени ем, сознание вины мешает ему широко и полно использовать преимущества, которые дает ему власть. Он борется до конца с самозванцем, с историческими трудностями и, умирая, думает о государстве, думает о своем наследии, думает о продолжении той линии, которую он занял в управлении страной. Но Годунов, как это видно из всех его монологов, изолирован от народа. При чем, характерно, что боярство, окружающее Бо риса Годунова, имеет в своих рядах по литических авантюристов и совершенно беспринципных людей. Они, обвиняя Го дунова во всяких преступлениях, движи мы завистью к нему, ибо никакой положи тельной программы против Годунова они выставить не могут. Борис на престоле совершенно одинок. Народ еще не втянут в активную политическую жизнь, народ молча смотрит яа 'Происходящие события. Он еще безмолвствует, но он «скажет свое слово о самодержавии, и об этомгрядущем слове народа Пушкин предуведомил своих современников. В этом, по нашему мнению, был заключен основной смысл трагедии для Пушкина и для его современников и на этом основании трагедия подверглась дли тельному цензурному запрету. II Заканчивая «Бориса Годунова», Пушкин отнюдь не обольщает себя надеждой, что его пьеса будет иметь успех. Наоборот, он упорно пишет своим друзьям, что его не поймут. «Успех совершенно не входил в мои расчеты, когда я писал его. К тому же, все хорошее в нем тате мало рассчи тано на то, чтобы поражать почтеннейшую публику (т. е. ту сволочь, которая нас судит)». И дальше: «Для того, чтобы она (трагедия) могла расставить свои подмост ки прочно, надобно было бы переменить и ниспровергнуть обычаи, нравы и понятая целых столетии». Своеобразие построения трагедии, обилие картин (24), краткость действия этих кар тин, продолжительностью до 2-3 минут, неожиданность возникновения места дей ствия, затруднения технического, чисто де коративного порядка, а также шиза,точ ность образов — все это создавало гро мадные трудности для постановки трагедии на сцене. Актерам казалось, что материал эпизодических ролей не дает им возможно сти показать себя. Традиция считать «Бо риса Годунова» не сценичным произведени ем, а произведением литературным, дающим удовлетворения только в чтении, — все это тормозило проникновению «Бориса Го дунова» на сцену. За более чем столетнее существование трагедии (она «была напеча тана в 1831 г.) были только попытки по становки этого спектакля полностью на русской сцене. Мы имеем в виду большой спектакль в декорациях Шишкова в 1870 г. на сцене Мариинского театра, в исполнении актеров Александринского театра. Следующей по становкой этой трагедии является спек такль Московского Художественного театра, поставленный в 1907 г. в режиссуре Не мировича-Данченко и Лужского, в декора циях Симова. Наконец, в 1934 г. «Борис Годунов» был поставлен в Ленинграде театром Госу дарственной академической драмы в режис суре заслуженного деятеля искусств Суш- кевича и художника Руди. Спектакли, ставившиеся до революции, не имели возможности по цензурным усло виям показать ряд персонажей «Бориса Го дунова». В частности, на сцене не могло фигурировать (духовенство и роль патриар ха была переделана в роль инока, присут ствующего и в Думе, и в Кремле. То же .самое было и в спектакле Художественного театра. Спектакль 1870 г. представлял со бой зрелище стиля панорамы, в которую втиснуты были маленькие, концентриро ванные по своей эмоциональной и психо логической напряженности пушкинские картины. По они не получили на этих грандиозных расписанных холстах того вы ражения, которое мотло бы передать их глубину зрителю. Пушкинская ' трагедия оказалась разжиженной, разбавленной. Спектакль, по словам рецензентов и крити ков того времени, только подтвердил вер сию о несценичноети трагедии, прошел всего несколько раз и был снят. Спектакль Художественного театра был большим шагом вперед в области лродйи- жеиия Пушкина в репертуар русского те атра. «Борис Годунов» в сезоне 1907-8 г. прошел более 50 раз, и три раза прешел в следующем сезоне — 1908-9 г*Д8. Та-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2