Сибирские огни, 1937, № 1
Ф. ЛИТВИНОВ * К ПОСТАНОВКЕ „БОРИСА ГОДУНОВА" I В. Г. Белинский говорил, что «словно гигант между пигмеями до сих пор высит ся между множеством квази-русских тра гедий пушкинский «Борис Годунов», в горном и суровом уединении, в недоступ ном величии строгого художественного сти ля, благородной классической простоты». Белинский, а до него Полевой, не отри цая художественных достоинств этого про изведения, отмечали погрешности против истории, указывали, что Пушкин следовал за Карамзиным. Борис Годунов по Карам зину был виновен в прямой организации убийства семилетнего царевича Димитрия, сына Иоанна Грозного. По мнению же По левого, участие Годунова в убийстве не доказано, что это убийство было впослед ствии приписано Борису Годунову его вра гами из числа родовитого боярства. Основ ным документом, на основании которого это обвинение на него возводилось, являет ся так называемое «обращение» Шуйского при его воцарении после Лжедмитрия. Конечно, Шуйский сделал все, что мог, чтобы подтасовать факты, чтобы, не стес няясь в средствах, очернить и оклеветать Годунова. Совершенно очевидно, что Борис Году нов был чрезвычайно яркой и интересной фигурой, недооцененной своими современ никами. Понятно, что Борис Годунов, по терпев поражение в борьбе е своими вра гами, расплатился своим добрым именем. По мнению Полевого, именно такое исто рическое, более вероятное изображение тра гедии Бориса Годунова могло бы более удо влетворить читателей Пушкина, тогда как оледование в трактовке образа Годунова Ка рамзину сузило, во мнению т*го же Поле вого, размах трагедии, превратив Годуно ва в мелодраматического злодея. В последующем историки Соловьев и Ключевский доказывали, в сущности, одно и то же положение о несамостоятельности пушкинской концепции в этой трагедии, отыскивали новые документы, подтвер ждавшие или сомнительность или абсолют ную непричастность Бориса Годунова к участию в убийстве Дмитрия. Примерно, с середины 60-х годов лите ратуроведы стали искать политический "Ьмысл не в изложении Пушкиным собст венно исторических событий, а в лЬводах к написанию этой пьесы. И эти исследова тели чаще всего исходили из фразы Пуш кина в письме к Вяземскому о том, что «никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого— торчат». Эта фраза давала основания искать в трагедии политический смысл, непосредственно на правленный к той исторической обстанов ке, в которой жил Пушкин. Пушкин сочувствовал декабристам, бли зость его с ними очевидна. Пушкин встре чался и с Пестелем — наиболее радикаль ным из числа декабристов. Восстание декабристов произошло после неожиданной смерти Александра I, когда некоторое время длилось междуцарствие. Таким образом, напрашиваюсь сопоставле ние исторической обстановки начала Смут ного времени и начала XIX столетия. Одной из центральных тем в творче стве Пушкина является тема — самодер жавие и народ. Особенно глубоко она по ставлена в «Борисе Годунове». Заканчивается трагедия, как известно, появлением народа у дома Бориса Годуно ва, куда одновременно приходят и бояре, убивающие детей и жену Бориса Годунова. Извещение о воцареии Лжедаигрия народ встречает бе змолвно . «Народ безмолвствует» — wo грозно* яредупреждеяие царям, тирании. На;ед— это сила, готовая в любум минуту пре рваться и обрушиться на самодержавие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2