Сибирские огни, 1937, № 1
118 нему с намерением его приколоть. Это слишком меня возмутило; я заступился за бедного турку и насилу привел его — изнеможенного и истекающего кровью — к кучке его товарищей». Этот гуманный поступок поэта чрезвы- чайнпо характерен и лишний раз подчер кивает глубокую искренность того гуманиз ма, какой определенно чувствуется и в его художественных произведениях и в его критических и публицистических статьях и заметках. Характерна при этом и ясная трезвость пушкинского мышления, умение отличать ложь от правды, смелость ана лиза и разоблачений. Так, например, озна комившись с «Записками» некоего Тенне ра, прожившего 30 лет в пустынях Север ной Америки, Пушкин в критической ста тье «Джон Теннер» разоблачает лицемерие американской демократии. Он пишет: «Америка спокойно совершает свое попри ще, доныне безопасная и цветущая, силь ная миром, упроченным ей географическим ее положением, гордая своими учреждения ми. Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованием нравов и постановлений американских, и их наблю дения возбудили снова вопросы, которые полагали давно уже решеньгми. Уважение к сему новому народу п к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно по колебалось... С изумлением увидели демо кратию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпи мом тиранстве. Все благородное, беско рыстное, все возвышающее душу челове ческую, — подавленное неумолимым эго измом и страстью к довольству; большин ство, нагло притесняющее общество; раб ство негров посреди образованности и сво боды; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избира телей алчность и зависть; со стороныупра вляющих робость и подобострастие; та лант, из уважения к равенству, принуж денный к добровольному остракизму; бо гач, надевающий оборванный кафтан, да бына улице не оскорбить надменной нище ты, им втайне презираемой: такова кар тина американских штатов, недавно вы ставленная перед нами»... Записки Тенне ра о жизни тугемных американских пле мен (индейцев) Пушкин называет «драго ценными во всех отношениях», потому что они «самый полный и, вероятно, послед ний документ бытия народа, коего скоро не «станется и следов». _______ _________________ Г. вяткин Вспоминая впечатления Фонвизина от его путешествий по Франции, Пушкин с грустью констатирует, что «судьба фран цузского крестьянина не улучшилась в царствование Людовика XV и его преемни ка». В той же статье («Русская изба», 1834 г.). Пушкин обращает внимание чи тателей на тяжелую участь английского пролетариата. С явным волнением, резко и прямо поэт пишет: «Прочтите жалобы английских фабричных работников: во лоса встанут дыбом от ужаса. Сколько отвратительных истязаний, непонятных мучений! какое холодное варварство с од ной стороны, с другой'— какая страшная бедность! Вы подумаете, что дело идет о строении фараоновых пирамид, о евреях, работающих под бичами египтян. Совсем нет: дело идет о сукнах г-на Смидта или об иголках г-на Джексона. И заметьте, что все это есть не злоупотребление, не преступление, но происходит в строгих пределах закона». Характерна для пушкинского творчества и его власть над временем. Он умел чув ствовать дыхание любой эпохи и как бы переживать вновь судьбу ее героев. Он не удовлетворялся изучением только истории России. Его влекла и неизменно интересо вала история всего человечества, в наибо лее ярких ее моментах. Это обстоятельство невольно бросается в глаза, когда просмат риваешь неоконченные произведения вели кого поэта, его неосуществленные литера турные планы и наброски. Возьмем хотя бы «Сцены из рыцарских времен», где рисуется восстание вассального крестьян ства против феодального гнета рыцарей. Образы восставших* крестьян, косивших перед этим траву, переданы немногочислен ными краткими и яркими репликами и од ной короткой, но выразительной песенкой: Ходит во-поле коса, Зеленая полоса Вслед за ней ложится. Ой, ходи, моя коса, Сердце веселится. Сердце веселится потому, что вслед за тем, тотчас же по появлении рыцарей, крестьяне нападают на них и этим* же са мыми косами, единственным своим оружи ем, ранят и убивают рыцарских лошадей ж самих рыцарей — своих эксплоататоров и насильников: Ой. ходи, моя квса, Сердце веселится!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2