Сибирские огни, 1937, № 1
Назначила кровавой чести путь? Тогда, тяжелую предчувствуя разлуку, Супругтебе простер торжественнуюруку, Младенца своего в слезах благословил. Но знамя черное ‘свободой восшумело, Как Аристогитон, он миргои меч обвил, Од в сечу ринулся— и падши совершил Великое, святое дело. В поэме «Кавказский пленник» Пушкин воспевает подвиг черкешенки, освободив шей русского пленника, и отдает дань вос хищения многообразным народностямКав каза: Но европейца все вниманье Народ сей чудный привлекал. Меж горцев пленник наблюдал Их веру, нравы, воспитанье, Любил их жизни простоту, Гостеприимство, жажду брани, Движении вольных быстроту, И легкость ног, и силу длани; Смотрел по целым он часам, Как иногда черкес проворный, Широкой степью, по горам, В косматой шапке, в бурке черной, К луке склонясь, на стремена Ногою стройной опираясь, Летел по воле скакуна, К войне заране приучаясь. Для Пушкина не существовало понятия «малые народности», для него каждый на род, каким бы малочисленным он ни был, представлялся самостоятельной националь нойи творческойединицей, имеющей свои собственные характерные черты. При этом наиболее глубоко в каждой национальности Пушкин ценил любовь к свободе, борьбу за независимость. Даже бродячие пыта ны, которых иные помещики травили соба ками, вызывают у нашего поэта явную симпатию. В примечаниях ж поэме «Цыга- ны» он рассказывает о их происхождении, устанавливает их связь с индейцами. В стихотворении «Цыганы», рисуя их коче вой быт, он сожалеет, что не может при соединиться к ним: Над лесистыми брегами, В час вечерней тишины, Шум и песни над шатрами И огни разложены. Здравствуй, счастливое племя! Узнаю твои костры: Я бы сам в иное время Провожал твои шатры. Завтра с первыми лучами Ваш исчезнет вольный след, Вы уйдете, — но за вами Не пойдет уж ваш поэт... Он намеренно употребляет здесь место- имение «ваш». Он, русский дворянин, знаменитый писатель, не стесняется име новать себя поэтом цыган. С такой же прямотой и непосредственностью он мог бы себя назвать поэтом сербов, греков, арабов, любой национальности, ибо ему былиблизки и дороти радости игорести лю бого народа. Такова была истинная народ ность пушкинского творчества, сочувствен но перекликавшаяся с народным творчест вом всего мира. Показательно, что именно в статье «О народности в литературе» Пушкин пишет: «Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключитель но какому-нибудь народу. Климат, образ правления, вера дают каждому народу осо бенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии». Так, например, по мнению Пушкина, «италь янские и испанские сказки отличаются живостью необыкновенной». Пушкина тревожит не только судьба собственной родины, — он задумывается над судьбами других народов, его беспоко ит мысли о войне вообще, о конституции и естественных правах человека. Анализируя в 1821 г. суждения Сен-Пьера о «Проекте вечного мира», поэт заносит в свои замет ки следующие тезисы, весьма по тому вре мени смелые: «1. Не может быть, чтобы людям оов- ременем не стала ясна смешная жестокость войны, так же, как им стало ясно рабство, королевская власть и т. п. Они убедятся, что'наше предназначение — есть, пить и быт р . свободными. 2. Так как конституции, — которые являются крупным шагом вперед челове ческой мысли, шагом, который не будет единственным, — необходимо стремятся к сокращению численности войск, ибо прин цип вооруженной силы прямо противополо жен всякой конституционной идее, то воз можно, что менее чем через сто лет не будет уже постоянной армии». Одной из любопытных страниц пушкин ской биографии является его участие в походе 1829 г. против турок. Описывая в«Путешествии в Арзрум» этотпоход, поэт рассказывает, как после сражения он встре тился с одним пленным турком: «Из ле су вышел турок, зажимая свою рану ок ровавленную тряпкой. Солдаты подошли к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2