Сибирские огни, 1937, № 1
ных песен, которые Пушкин (Передал Ки реевскому, некоторые были его собствен ного сочинения. Ф. И. Буслаев в своих - «Воспоминаниях» воспроизводит рассказ Ь’иреевского об обстоятельствах передачи ему Пушкиным тетради с песенным со бранием. Пушкин будто бы сказал: «Ког да-нибудь от нечего делать разберите-ка, которые поет народ и которые смастерил я сам». А Киреевский но этому поводу откровенно признался Буслаеву, что «сколько он ни старался», т так и не разгадал эту загадку. «Когда это мое со брание, — прибавил Киреевский, — бу дет напечатано, — песни Пушкина пойдут за народные» («Вестник Европы», за 1891 г. Октябрь. Стр. 637). О страстном и глубоком интересе Пуш кина к народной речи свидетельствует, между прочим, знаменитый В. И. Даль, ав тор «Толкового словаря живого великорус ского языка». В «Напутном -слове» ж это му труду в 1863 г., вспоминая о первом периоде своей собирательской работы, Даль говорит: «А как Пушкин ценил народную речь нашу, с каким жаром и усладою он к ней прислушивался, как одно только кипучее нетерпение заставляло его в то же время прерывать созерцания свои шум ным взрывом одобрения и острых замеча ний и сравнений, — этому я не раз бы вал свидетелем». (Первое издание, стр. 1). Пушкин горячо сочувствовал замечательно му предприятию Даля, который тогда уже приступил к составлению «Толкового сло варя». О первых моментах своей собира тельской деятельности Даль рассказывает в автобиографическом письме к академику Я. К. Гроту: «С 1819 г., -— рассказывает он, — когда я на пути в Николаев запи сал в Новгородской губернии дикое тогда для меня слово замолаживать (помню это доныне) и убедился вскоре, что мы рус ского языка не знаем, я не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов. Греч и Пушкин горячо поддерживали это направление мое, также Гоголь, Хомяков. Киреевские,' Пого дин. Жуковский был как бы равнодушнее к этому и боялкя мужичества» (Я. К. Грот. «Воспоминания о Дале». Записки Академии Наук, т. 22, стр. 262). Как известно, В. И. Даль, по специаль ности врач, в числе ближайших друзей поэта присутствовал при его кончине и принял его последний вздох. По словам П. Мельникова, в его «Воспоминаниях о Дале», незадолго до смерти, когда выясни лось, что надежды на выздоровление нет, Пушкин снял с руки изумрудныйперстень (о котором он шутя говорил, что носит ето как талисман, что если он его когда-ни будь -снимет, его — поэта — навсегда по кинет дар поэзии) и надел его на руку Даля. «Этот перстень В. И. носил до самой смерти на той руке, которая написала «Словарь живого великорусского языка». Мельников, очевидно со-слов самого Даля, сообщает также -еще об одной трогательной шпробпости. За несколько дней до дуэли Пушкин узнал от Даля, что шкурка, кото рую еасегодно 'Сбрасывает с себя змея, на зывается в народе «выползина». Слово очень понравилось Пушкину. Он назвал «вынолзиной» свой новый сюртук, тот са мый, в дютором был ранен на дуэли. В последние часы, передавая Далю свой пер стень-талисман, Пушкин будто бы приба вил дрожащим, прерывающимся голосом: «Выползину тоже возьми себе». Этот сюр тук с дырой да пули на правой поле дол го хранился у Даля. Впоследствии он пе редал его М. П. Погодину («Русский Вест- пик» за 1873 г., м&рт, стр. 301— 302). Т-ворец -русского литературного языка великолепно знал народную речь и ценил народное слово. Он знал народную речь, как редко ее знает специалист-ученый. Пренебрежительное отношение некоторых языковедов к пушкинским познаниям в этой области основано, по крайней мере, на непонимании Пушкина. В свое время один из ученейших наших лингвистов, академик Ф. Е. Корш, в исследовании «Разбор вопроса о п о д л и н н о с т и окончания «Русалки» (СПБ 1898), отметил несколь ко, но его мнению, придуманных Пушки ным народных слов, на. -самом деле не встречающихся в народном языке, напрн мер, «камча», которое будто должно зву чать «камка». На новгородскую камчу Я молча любовалась. («Жених»). Недавно В. И. Чернышову -в статье «Темные слова в русском языке» (сб. «Академия Наук—акад. Марру», 1935 г.) удалось доказать, что это слово, как и другие, «оправдывается текстами русских народных песен» (стр. 401 и др.). ☆☆☆ Вскрытие народной основы, народной стихии в языке Пушкина в настоящее вре мя представляет немало затруднений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2