Сибирские огни, 1937, № 1
«Сибирь, тебя мне любо вспоминать!» Бурсак, автор этих «трок, выросши и возмужав, вступил в резкий конфликт с высокопоставленными людьми своего вре мени. Закончив образование в Петербурге и вернувшись в Тобольск преподавателем и проповедником с церковпой кафедры, Словцов вскоре выступил с проповедями, содержавшими в себе нападки на высшую знать, на титулованную наследственную аристократию. Оказалось, что юношеские уверения Словцова будто бы народ «в тепле ка тается, как в масле сыр» —• были лож ны. Словцов об’явпл теперь совсем иное: — «Тишина народная есть молчанье принужденное! — восклицает он. — Иа- .роды злополучны!». Ссылка в монастырь, угроза пострига, помилование, служба в Петербурге, лож ные обвинения, ссылка в Сибирь — на родину, горячая и плодотворная' работа инспектором училищ, дружба со Сперан ским, кипучая литературная деятельность, издевки над сибирским обществом того времени, сочинение известного труда «Историческое обозрение Сибири», создав шего эпоху в сибирской историографии, затем, под старость, нравственное оцепе нение, искание покоя в религии... Таков путь Словцова. Словцов- был крупной фигурой для сво его времени, для своего -класса. Он стал родоначальником буржуазной историогра фии Сибири. И стихи Словцов умел писать очень неплохо, гораздо лучше многих. Но народным поэтом он не стал. Идеи право славия и самодержавия, бывшие основны ми идеями Словцова, и выраженные в его стихах, не трогали народ. Не осталось в народной памяти и ни одной из од, воспевавших царицу и то больское начальство, ни одной из басен, напечатанных в первом сибирском журна ле «Иртыш, .превращающийся в Иппокре- ну». Этот журнал, как известно, выходил в Тобольске в 1790 г. и был тогда, един ственным провинциальным журналом в России. Но то был журнал не для народа, и мало, в сотни раз меньше, чем Словцов, интересовались народом сотрудники этого журнала. Вторая половина восемнадцатого века была для Сибири богата событиями. Во сточная окраина Российской империи пол нилась все новыми и новыми поселенцами вольными и невольными, главным обра- Си^.-Огви, № 1 1937. 7. зом — невольными. Крепло купечестве, • настроениях которого можно судить хотя бы по ходатайству именитых граждан Ени сейска перед царицей Екатериной. Проси ли они о монополии в торговле и виноку рении, о введении крепостного права и признании кабалы детей нищих... Рудо знатцы открывали все новые и новые за лежи руд. Механикус Ползунов постро ил в Барнауле первую в России паровую -машппу (1776 г.), купцы и казаки, вы ходя в море иа своих утлых суденышках, прокладывали новые' пути у ледовитых берегов и через Великий океан ж Амери ке... Но напрасно стали бы мы искать откликов на все эти события в журнале «Иртыш, превращающийся в Иппокрену». Для тобольских пиитов, далеких от народа и его дел, Иртыш катил свои воды не к воспетому Ломоносовым холодному океану, но к мифическому и волшебному источни ку греческих муз... Вождь этой поэтической группы — Пашгратий Платонович Сумароков — вну чатный племянник известного поэта А. Сумарокова, корнет гвардии, выслан ный в Тобольск за артистическую поддел ку ассигнаций, воспевал в своих довольно бойких стихах матушку императрицу, ро гатых мужей, тобольского губернатора Алябьева и «зефиров, одевших лисьи тре ушки, чтобы от ветра уберечь своп ушки». Семинарист Трунил писал оды «Ирты шу, превращающемуся в Иппокрену». Тобольский прокурор Бахтин мягко по рицал в стихах жестокости некоторых дво рян к своим подданным и высказывал на дежду, что царица-матушка соизволит ко гда нибудь отменить крепостное право. Радищев, сосланный в те годы в Гп- 5ирь за свою книгу «Путешествие из Пе тербурга в Москву», в которой он дей ствительно обличал крепостное право и судебную систему, — в прокуроро-корнет- ском журнале участия не принял. И тот же -самый Словцов — желчный Словцов, Словцов-нсторик выразился по адресу своих сограждан и современников- лптераторов из «Иртыша, превращающего ся в Иппокрену» так: — «Издатели «Иртыша»... вместо того, чтоб заняться сообщением современных в Сиби-ри происшествий, изложением местных исторических отрывков или описанием тор говли, хлебопашества и вообще хозяйст венного быта, пустились обезьяничать в словесности п поэзии пошлой».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2