Сибирские огни, 1936, № 6

151 i i i i f A i i i f f l i i ..■■■mu... х р о н и к а встречах и беседах с Горьким В. Итина, А. Коптелова, М. Ошарова, В. Зазубри­ на, Г. Вяткина, К. Урманова, П. Петрова и Новожилова. В книгу вошли также приветствие Алексея Максимовича пер­ вому с’езду сибирских писателей, преди­ словие к книге В. Зазубрина «Два мира», предисловие к книге дореволюционного сибирского поэта-самоучки Ивана Тача- лова «Мрачная повесть» и более десяти писем М. Горького к Георгию Гребенщи­ кову, Исааку Гольдбергу, Вл. Зазубрину, Г. Вяткину и др., при чем часть этих писем публикуется впервые. Книга за­ канчивается стихотворениями Евг. Бе- резницкого и колхозника В, Сорокина на смерть Алексея Максимовича. ★ В Иркутске сдана в печать вторая книга «Базы курносых» под названием «В гостях у Горького». В составлении повести принимали участие авторы пер­ вой книги: Алла Каншипа, Ада Розен­ берг, Рафа Буйгишвили, Аня Хороших, Галя Кожевина и др. Руководил работой и вел литературную консультацию поэт И. Молчанов-Сибирский. ВЕЧЕР ПАМЯТИ М. В. ЛОМОНОСОВА В Томске в Доме ученых состоялся вечер, посвященный памяти великого русского ученого М. В. Ломоносова. С докладом о первом физико-химике в России выступил профессор индустри­ ального института Соколов. Доклад о роли Ломоносова в технике прочел профессор индустриального ин­ ститута Пономарев. Доклад о литературном наследстве Ло­ моносова сделала директор университет­ ской библиотеки Наумова-Широких. На вечере была устроена большая вы­ ставка редких книг, научных трудов Ло­ моносова, изданных в XVIII веке. Здесь была выставлена арифметика Магницко­ го, по которой учился Ломоносов. Ариф­ метика издана в 1703 году. Среди ред­ ких книг обращала на себя внимание «Древняя история России» Ломоносова, изданная в 1766 году. Здесь же было выставлено Лоанцузское издание этой истории от 1769 года. Перевод этой кни­ ги сделан с немецкого издания. ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР ПИСАТЕЛЯ М. КРАВКОВА 30 ноября правление Союза советских писателей Западной Сибири устроило творческий вечер писателя М. Кравкова, Первое слово было предоставлено М. Кравкову. Он рассказал о путях своего литературного развития. Первая его по­ пытка выступить с художественным про­ изведением относится к 1910 году, когда в рязанской газете появился его пер­ вый рассказ. Затем в течение двадцати лет тов. Кравков почти ничего не пи­ сал, если не считать двух-трех случай­ ных небольших рассказов. Историческое постановление ЦК ВКП(б) о перестройке литературных организаций дало ему воз­ можность полностью перейти на лите­ ратурную работу. Внимание тов. Крав­ кова, как советского 'писателя, захвати­ ли две огромные отрасли сибирской про­ мышленности: золото и уголь. Будучи по специальности геологоы-разведчиком, писатель участвовал в многочисленных экспедициях и разведках по всей Си­ бири и это дало ему богатый и разно­ образный жизненный материал. В пери­ од первой пятилетки писатель три года руководил разведочными работами на алтайских приисках. — «Здесь, — г о ­ ворит он, — я почувствовал всю мощь социалистического соревнования и удар­ ничества, 'близко наблюдал энтузиастов труда. После этого я уже не мог не пи­ сать — наша советская действитель­ ность глубоко волновала». Громадное впечатление произвел на него и Кузбасс, особенно за последние годы, в период реконструкции. С характеристикой творчества М. Кра­ кова выступил В. А. Итин. Корни твор­ чества М. К.равкова ухоаят в советскую действительность. Радует общий тон рассказов и повестей автора: победа че­ ловека над стихией, плановая разработ­ ка богатейших сибирских недр. К не­ достаткам творчества Кравкова необхо­ димо отнести однообразие литератур­ ных приемов^ главным образом, концо­ вок, поверхностную психологию дей­ ствующих лиц и шероховатый, подчас просто неряшливый язык. Редактор художественного сектора Западно-Сибирского ОГИЗ’а С. Кожев­ ников подробно остановился на послед­ ней книге Кравкова — «Золотой рос. сыпи». Он сказал: Кравкова читать легко, и интересно, и полезно. Он рас­ полагает богатым материалом И отлично его знает, в частности, старательскую добычу золота. Образы советских ста­ рателей даны им в общем правильно и удачно Кравков, однако, увлекается сю­ жетной ситуацией, доводя ее иногда до неправдоподобия. В обрисовке характе­ ров ему не хватает глубины. Г. Вяткин подчеркнул необходимость для Кравкова бороться за чистоту язы­ ка и стиля. На ряде примеров он пока­ зал грубейшие срывы в языке даже та­ ких хороших рассказов, как «Саморо­ док» и «Зашифрованный'план». Товаокщ А. Высоцкий указал, что писатель об’яс- няет виденное не всегда верно, часто у него решает дело случайность, а не лю­ ди с их волей, с их сознанием своих за­ дач, как 'строителей социализма. Выступали в прениях и читатели. Пре­ подаватель литературы тов. Мидин и научный работник тов. Розит говорили о том, что произведения Кравкова они читают с интересом. Слабее он там. где пытается использовать в рамки худо ­ жественного повествования научно-попу­ лярный или производственный материал,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2