Сибирские огни, 1936, № 6
Каждый раз при встречах Суриков заговаривал со мной об этой карти не, и видимо уже начал приступать к ее выполнению, потому что нарисовал не сколько этюдов разлива Енисея именно в этом месте — от мыса старого собо ра, и в это же время говорил мне, что приедет в Красноярск надолго и обду мывал построить себе здесь галлерею для рисования картины. Однако, почему- то все же ве привел свою мысль в ис полнение, х о т я о н а д о л г о и о ч е н ь е г о и н т е р е с о в а л а » (стр. 177) Нет ничего неожиданного в том, что Суриков так живо реагировал на эту статью. Дело шло о старине Краснояр ска, которая его всегда интересовала, ко торую он так широко использовал в ■своей картине «Боярыня Морозова» для пейзажа улицы. Другой красноярский знакомый Сури кова, художник М. А. Рутченко сообщил мне: «Нередко мы с ним гуляли по ули цам Красноярска. Идем как-то по Ка- чииской улице, близ старого базара, Су риков указывает мне на старый домиш ко с острой крышей. — «Вот откуда я взял характер домов в своей картине «Боярыня Морозова». Сибирские города в 1890 г. сохранили еще кой-где старую архитектуру. Статья могла его заинте ресовать и указаниями на активное уча стие в стане мятежных казаков его предков с отцовской и материнской сто роны, игравших, как узнаем из' статьи, немаловажную роль в «красноярской ша- тости». Суриков очень гордился своим происхождением от древнего казацкого рода. «Когда в 1881 г. один художе ственный критик поставил сюжет первой исторической картины Сурикова «Утро стрелецкой казни» в связь с происхож дением Сурикова будто бы от «ссыль ных стрельцов», художник, вообще не люЗивший прибегать к печати, настоял на печатной поправке, гласившей, что «род В. Сурикова происходит не от стрельцов, а просто от казаков, которые 26 апреля 1902 г.). Брошюра эта являет ся переизданием статьи, опубликованной в майской книжке «Журнала Министер ства Народного Просвещения», за 1901 год (стр. 25- —69). Идея переиздания этой работы принадлежит Вл. М. Крутовско- му. Он заинтересовался красочными эпи зодами из прошлого Сибири, нашел деньги на переиздание статьи (у мецена та А. П. Кузнецова), познакомился с со ставителем и получил его согласие на переиздание статьи. Нами полу чены дополнительно некоторые сведе ния от Вл. М. Крутовского об об стоятельствах сообщения им этой статьи Сурикову. Тогда же, когда он вел пере говоры в Москве с Оглоблиным о пере издании статьи, он обратил на нее вни мание и Сурикова, зная, что тот всегда интересовался стариной Красноярска. Брошюру же он подарил Сурикову уже позднее, при новой встрече в Краснояр ске, .летом 1902 г. жили в Красноярске, в Казацкой слобо де». Через 20 лет, при повторении та кой же ошибки в «Журнале для всех», Суриков счел нужным в особой оправке исправить ошибку 5. Тема бунта казаков и коренных жи телей города, доведенных до отчаяния притеснениями царских воевод, опирав шихся в своих действиях на пришлые элементы, могла заинтересовать и сама по себе Сурикова, как эпизод народно социальных движений в Московской Ру си, независимо от участия в восстании его родственников, хотя видимо он был взволнован чтением этой статьи. Изло жению этой статьи он посвящает специ альное письмо брату (письмо это без даты, но, видимо, относится к 1901 го ду), где пишет: «Пишу тебе, что в «Журн. Министерства Народного Про свещения», — май 1901 г. — напечатана статья Оглоблина о Красноярском бун те 1695—98 гг. Тут многие есть фамилии наших казаков, в том числе имена на- их предков с тобой — казако-з Ильи и етра Суриковых, принимавших участие в бунте против воевод-взяточников». «В доме Петра и Ильи Суриковых были сборища заговорщиков против воеводы ночные». Здесь бывали Злобины, Поты- лицыны, Кожеуховские, Потехины, Оша- ровы, Юшковы, Мезенины и все, все, по томков которых мы знаем. Видно у нас был большой дом, уж не дом ли Мат вея дедушки? 6, Суриков Петр был в «кругу», где решили избить воеводу и утопить его в Енисее. Прочти и пока жи знакомым эту статью. Можно до стать или в гимназии, или в семинарии. Чрезвычайно интересно, что мы знаем с тобой предков теперь своих, уже каза ков в 1690 г., а отцы их, конечно, при шли с Ермаком» 7. Суриков советовал брату показать эту статью всем красноярским знакомым. Своим московским знакомым он тоже не преминул о ней сообщить. Знал о ней с 3 «Он несколько раз приходил в Маг. веевскую беседку на Шипилинском взвозе и здесь мечтал об этой картине. В первый же свой приход сюда сделал набросок. Он собирался приехать в Красноярск на более длительное время (года на 2-3), чтобы поработать над этой картиной, и говорил: «Эту картину можно писать только здесь!» В своем наброске пейзажа он захватил острозТа- тышев, ту сторону, ширь Енисея вниз». Рассказ Крутовского, записанный М. В. Красноженовой 7 февраля 1936 года. 4 Разрядка наша. 5 Дурылин — «Сибирь в творчестве Сурикова», М., 1930, стр. 8. Ошибка была допущена критиком И. Лазоревским в статье, опубликованной в 11 кн. «Жур нала для всех» за 1903 г. Письмо Сури кова в ред. этого же журнала напечата но в 12 книжке. о Суриков рассказывал М. Волошину: «Старый суриковский дом, вот о кото ром в истории Красноярского бунта го-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2