Сибирские огни, 1936, № 6
ву буквально тревогу, и он с досадой и горечью писал: «Во всех европейских государствах позволено в академиях обучаться всякого звания людям, не исключая посадских и крестьянских де тей, хотя там уже и великое множест во ученых людей. А у нас, в России, при самом наук начинании .сей источник регламентом по 24-му пункту заперт, и положенных в подуш1ный склад в уни верситет принимать запрещается. Буд то бы .сорок алтын столь великая и каз- не тяжелая была сумма, которой жаль на .приобретение ученого природного россиянина». Ломоносов горячо любил свой народ, заботился о «го просвещении, о его культуре. В трактате «О размножении н сохранении российского народа» он определенно высказывается за проведе ние целого ряда мероприятий по здраво охранению, ратовал за отмену брака по принуждению, за государственное обеспечение внебрачных детей, за борь бу с заразными заболевания.ми и алко голизмом и далее за то, чтобы «устра нить вредный обычай крестить младен цев в холодной воде». Разумеется, что эти требования не могли быть о с у щ е с т . влены в эпоху самодержавия и крепо стничества. Прошло два с четвертью века со дня рождения М. В. Ломоносова—гениально го сына великого русского народа, И только последние двадцать лет, кото рые приходятся на советскую власть, являются годами подлинного и величай шего расцвета науки и культуры. Цар ское самодержавие и буржуазия делали все для того, чтобы закрепостить в Рос сии революционную мысль я развитие подлинной науки. В двухсотлетнюю го- довщину со дня рождения Ломоносова царские бюрократы и тупые чиновники отказали даже в отводе места для пост ройки ломоносовского института. Акаде мия Наук, для украшения научной сла вы которой так много сделал Ломоно сов, царским министерством была лише на средств для развития научной ра боты. Советская власть открыла широчай шие возможности для богатейшей и раз носторонней научной деятельности, соз дав сотни научных институтов и уч реждений. Академия Наук стала важней шим государственным учреждением. Пе ред каждым ученым в нашей стране от крыты блестящие возможности глубокой научной работы и открытий, каждому советскому ученому полностью обеспе чены все условия для того, чтобы дви гать науку вперед, на благо нашей ве ликой родины. СССР становится миро- вьим центром научного знания. Капита лизм в своем варварском фашистском облике уничтожает все достижения нау ки, заглушая все подлинно живое в нау ке и культуре дикими гнуснейшими ра совыми «теориями». Сотни ученых с ми ровым именем вынуждены были поки нуть фашистскую Германию. Тысячи и десятки тысяч лн*дей, окончивших уни верситеты, должны заниматься безуспеш ными поисками куска хлеба и работы в городах капиталистических стран. Сотни и тысячи детей рабочего клас са и крестьянства советской страны, по лучившие высшее образование и приоб щившиеся к высотам Iнауки,с чушетоп глубокой любви чтят память крестьян ского сына — Михаила Ломоносова, чтят в нем необыкновенную страсть к науке и горячую любовь к родине, ко торые были яркими отличительным* чертами этого великого русского уче ного и писателя. Право на образование, провозглашен ное в историческом документе нашей эпохи — Сталинской .Конституции — является величайшим завоеванием Ок тябрьской социалистической революции, да®шим возможность выйти из недр ве ликого русского народа сотням и тыся чам новых Ломоносовых, — страстных, и преданных борцов за победу комму низма под знаменем партии Ленина — Сталина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2