Сибирские огни, 1936, № 6

ву буквально тревогу, и он с досадой и горечью писал: «Во всех европейских государствах позволено в академиях обучаться всякого звания людям, не исключая посадских и крестьянских де ­ тей, хотя там уже и великое множест­ во ученых людей. А у нас, в России, при самом наук начинании .сей источник регламентом по 24-му пункту заперт, и положенных в подуш1ный склад в уни­ верситет принимать запрещается. Буд­ то бы .сорок алтын столь великая и каз- не тяжелая была сумма, которой жаль на .приобретение ученого природного россиянина». Ломоносов горячо любил свой народ, заботился о «го просвещении, о его культуре. В трактате «О размножении н сохранении российского народа» он определенно высказывается за проведе­ ние целого ряда мероприятий по здраво­ охранению, ратовал за отмену брака по принуждению, за государственное обеспечение внебрачных детей, за борь­ бу с заразными заболевания.ми и алко­ голизмом и далее за то, чтобы «устра­ нить вредный обычай крестить младен­ цев в холодной воде». Разумеется, что эти требования не могли быть о с у щ е с т . влены в эпоху самодержавия и крепо­ стничества. Прошло два с четвертью века со дня рождения М. В. Ломоносова—гениально­ го сына великого русского народа, И только последние двадцать лет, кото­ рые приходятся на советскую власть, являются годами подлинного и величай­ шего расцвета науки и культуры. Цар­ ское самодержавие и буржуазия делали все для того, чтобы закрепостить в Рос­ сии революционную мысль я развитие подлинной науки. В двухсотлетнюю го- довщину со дня рождения Ломоносова царские бюрократы и тупые чиновники отказали даже в отводе места для пост­ ройки ломоносовского института. Акаде­ мия Наук, для украшения научной сла­ вы которой так много сделал Ломоно­ сов, царским министерством была лише­ на средств для развития научной ра­ боты. Советская власть открыла широчай­ шие возможности для богатейшей и раз­ носторонней научной деятельности, соз­ дав сотни научных институтов и уч­ реждений. Академия Наук стала важней­ шим государственным учреждением. Пе­ ред каждым ученым в нашей стране от­ крыты блестящие возможности глубокой научной работы и открытий, каждому советскому ученому полностью обеспе­ чены все условия для того, чтобы дви­ гать науку вперед, на благо нашей ве­ ликой родины. СССР становится миро- вьим центром научного знания. Капита­ лизм в своем варварском фашистском облике уничтожает все достижения нау­ ки, заглушая все подлинно живое в нау­ ке и культуре дикими гнуснейшими ра­ совыми «теориями». Сотни ученых с ми­ ровым именем вынуждены были поки­ нуть фашистскую Германию. Тысячи и десятки тысяч лн*дей, окончивших уни­ верситеты, должны заниматься безуспеш­ ными поисками куска хлеба и работы в городах капиталистических стран. Сотни и тысячи детей рабочего клас­ са и крестьянства советской страны, по­ лучившие высшее образование и приоб­ щившиеся к высотам Iнауки,с чушетоп глубокой любви чтят память крестьян­ ского сына — Михаила Ломоносова, чтят в нем необыкновенную страсть к науке и горячую любовь к родине, ко­ торые были яркими отличительным* чертами этого великого русского уче­ ного и писателя. Право на образование, провозглашен­ ное в историческом документе нашей эпохи — Сталинской .Конституции — является величайшим завоеванием Ок­ тябрьской социалистической революции, да®шим возможность выйти из недр ве­ ликого русского народа сотням и тыся­ чам новых Ломоносовых, — страстных, и преданных борцов за победу комму­ низма под знаменем партии Ленина — Сталина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2