Сибирские огни, 1936, № 6
университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Для иллюстрации своей мысли Пушкин при водит подробный рагторт Ломоносова об огромной его работе в области химии, физики, истории, литературы, изуче нии мореплавания, землетрясений, ме теорологии, происхождения материи. Михаил Васильевич организовал при Академии химическую лабораторию, мо заическую мастерскую, стеклянную фаб рику—и сам был лаборантом, худож ником, мастером т о литьто стекла. Со знавая .громадное значение науки, буду чи горячим ревнителем просвещения, он заботился о школах, учебниках, пособи ях. В 1765 гаду вышла в свет епо заме чательная «Российская грамматика». Не было в те -годы ни одного науч ного вопроса, в разработке которого он не принимал бы того или иного уча стия. Ко всему этому надо прибавить обширную административную и хозяй ственную деятельность Михаила Василь евича в стенах родной ему Академии, его смелую борьбу за национальную са мостоятельность и достоинство русской науки и литературы. Наполненная огромным трудом и тя желой борьбой за науку и литературу, жизнь Михаила Васильевича оборвалась на 53-ем гаду, в самом разгаре его многогранной работы, в самом расцве те его богатейших творческих сил. Какое литературное и научное наслед ство оставил нам Ломоносов? iB «Письме о правилах стихотворства» Ломоносов писал: «Я не могу довольно нарадоваться, что российский наш язык не таКмо бод ростью и героическим звоном греческо му, латинскому и немецкому не усту пает, но подобную оным, а себе куп но природную >и свойственную версифи кации иметь может». (И если через полтораста лет после Ломоносова И. С. Тургенев с гордостью расценивал русский язык как «могучий, свободный, великий», то путь к этому языковому богатству первоначально — в самом трудном периоде — пролагал Ми хаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов был великим реформато ром русского языка. Он был провоз вестникам и зачинателем новой литера турной культуры. Письменность в Росоии появилась лиш’ь на рубеже X и XI веков в виде книг на церковно-славянском языке. На циональный же русский язык отличался от церковнославянского и словарным составом и характером, и ‘грамматиче скими формами, но не был еще изучен, не был приведен в какую-либо систему. В нем по выражению Ломоносова — существовали «дикие нелепости». Разра батывая в течение 'многих лет литера турный язык, .Ломоносов развил строй ную систему «трех штилей» — «высоко го», «среднего» и «низкого» и первый поставил вотрос об использовании в ли тературе живого разговорного языка «простонародья», открыл, по славам Пушкина, «истинные источники нашего поэтического языка». Ломоносов создал первые правила русского правописания и первую «Рос сийскую грамматику», основанную на научных предпосылках. В. Г. Белинский в статье «Михаил Ва сильевич Ломоносов» писал, что до Ло моносова «существовала только русская азбука, но не было русского языка, и только после него стал возможен в Рос сии раздел ученых и литературных тру дов». Ломоносов выдвигает новые «прави ла российского стихотворства», из кото рых в дальнейшем развилась в-ся тео рия русского стиха. Он первый обра тил внимание на музыкальную сторону речи и предложенная им тоническая ос нова русского стиха прочно вошла в пашу литературу. Ломоносов раздви нул технические границы поэтики—рас ширил самые виды русских литератур ных произведений; писал оды, послания, идиллии, эпиграммы, .поэмы, трагедии. Поэзия Ломоносова характерна своей глубокой жизненностью, общественной значимостью. Едва-ли не самые излюб. ленные его темы — природа, наука, не исчерпаемые богатства российских недр и призыв к их широкому использова нию. В неоконченной поэме о Петре I он пишет: «...исшедшие потоки несут из крутизны металлически соки, Богатства, здравия являются ключи, Блестят из мрачных мест сокрови- щей лучи». Он не ограничивается узким жанром любовной лирики: «Мне струны поневоле звучат .геройский шум, Не возмущайте боле любовны мысли ум, Хоть нежности сердечной в любви . я не лишен, Героев славой вечной я боле вос хищен». Он обращается к молодому поколе нию с призывом изучать, исследовать, познавать: «О, вы, счастливые науки, Прилежно простирайте руки И взор до самых дальних мест. Пройдите землю и пучины, И степь, и глубокий лес, И саму высоту небес... Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет»... Эта мысль повторяется и усиливается в другом месте, где поэт заставляет как бы природу обратиться к людям с такими словами: «В моря, в леса, в земное недро Прострите ваш усердный труд.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2