Сибирские огни, 1936, № 6
охотник все еще далеко от нас. Он часто останавливается и шумно вздыхает. Мы ясно представляем его себе. Тяжелыми ру ками он наклоняет камыш, чтобы сделать два нешироких шага. Красная телячья шу ба лежит в лодке. Пиджак расстегнут. От рубашки идет пар. Из-под шапки, с ши рокого лба текут горячие ручейки. Тяжела ходьба по сырым камышам. Даже по сы пучим пескам знойного Прибалхашья итти много легче. Ефим, которого охотники за исключи тельную выносливость прозвали верблюдом камышей, уступает свое почетное звание другу: — Проламывайся, проламывайся, верб- людушко, — звонко кричит он. — Про ламывайся, милой. Наконец, мы видим широкую грудь /Ни кифорова. Через высокие голенища сапог переливается вода. Он падает в лодку. Мы выводим ее на плеео, посредине которого стоит курень камьша. Вскоре сам рыбак теряет ощущение стран света. Мы плывем возле зарослей и не можем найти выхода в пролив. Рыбак встает на ноги и, потрясая веслом над го ловой, кричит: — Долго ты пас водить будешь, про клятая? Что тебе надо от нас? — Это вы на кого так? — Да... на нее, окаянную. Давно она ко мне не привязывалась, а тут — на тебе — прицепилась. .Водит, Путик тума ном закрывает. Он повышает голос: — Брось, говорю тебе. Я не парнишка. Ты меня не 'собьешь. Рыбак пристально смотрит вправо. — Вроде бы тут камыш-редоичок вид неется, — неуверенно говорит он, садясь на дно лодки. Мы повертываем в редкие заросли и че рез полминуты оказываемся в проливе. — Меня однажды, — годов, лднако, семь тому будет, — она, проклятая, два дня по камьппам водила. Едка, ребятушки, выплыл, — уже спокойно рассказывает рыбак. — Ровно бы и место знакомо, а никак на путик выплыть не мог. Он и на этот раз не решается назвать кикимору, — ведь до избушки остается еще подкилометра нелегкого пути. Мне кажется, что я плыву во времени. Человек, вооруженный дубиной и камен ным топором, поднимает свое гнездо на еваи. Окружающий мир жесток и непоня тен. В густых зарослях можно заблудить ся, в воде утонуть. Кто-то невидимый и сильный причиняет зло. Человек поселяет в вот» водлшпо, в камышах — кикимору. Через эпохи бронзы^ железа он в темных извилинах мозга пршосит в век пара и электричества, в век авпации и радио вос поминания о своем страшном младенчестве. Незаметно для себя самого он хранит ка кую-то долю представлений робкого юно ши. Он смотрел древними глазами не вла стителя земли, а ее трепещущего прижи вальщика. Он еще не изгнал из своей па мяти женщину с злыми глазами волчицы, с морщинистым лицом старой обезьяны и с грязно-серыми бесшумными крыльями со вы. Теперь он уже так не трепещет перед нею, как в минувшие тысячелетия, а даже покрикивает на нее. По он помнит, что ее зовут злой кикиморой. Лодки останавливаются у намоста из жердей. В убогой хижине на камнях мы разво дим костер, ласково смотрим на огонь — первую силу, прирученную пещерным че ловеком, обитателем человеческих гнезд на сваях. Никифоров открывает банки с рыбными консервами... 4 Бывают минуты, которые навсегда оста ются в памяти четкими гравюрами. Такой гравюрой стоит передо мною пе стрый чановсший день. Над головами висят светлосерые громады облаков. В причудли вые просветы видно голубое небо. На се вере, над медной безбрежностью камышей отромньгми кучами торфа громоздятся ту чи. Над просторами стоит величественное спокойствие. Переломится тонкий камыше- вый стеюелъ, и то слышно. После сытого обеда спят обитатели вод. Лишь изредка недалеко от свайпой избушки жалобно сто нет черная гагара, будто жалуется на то, что не дано ей подниматься высоко в под небесье. Мы сидим у костра. Ефим снимает с ог ня котел, берет деревянную ложку. — Вот это супец, так супец! — во склицает он. — Давно такого не ел. Лож ка стоит. Одно сало! Издалека доносится нежная музыка. Все слышнее и слышнее. Кажется, что где-то в стороне от избушки по камышам прохо дит оркестр. Ясно слышен звон тонигх- тонких серебряных дисков. Ефим выскакивает на помост с ружьем в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2