Сибирские огни, 1936, № 4
Сабашкин прикладывает к губам ме таллическую п л а с т и н к у .— комыс — и раздается приятная мягкая мелодия . У шорцев тож е есть «комыс», но это почти тот ж е топшур ойротов —■ вид старинной домбры . Шорцы -сказители Ахмет Абакаев , 80 лет, и Морошке Напазаков, 97 лет, и с полняют народные сказки о золотом б о гатыре и золотом зайсане-князе . Скази- Гте.ки аккомпанируют с еб е на о :орских комысах. . . . Иженбина называют первым о стяц ким поэтом . Он читает свои стихи с п о д ’емом, а голосе звучит у б еж д енн о сть . Слушатели провожают его со сцены г о рячими аплодисментами. . . . Раздвигаются руками ветви д ер ев ь ев, крадучись, идет в тайге юноша. За ним, повторяя все его движения, — д е вушка. Остановились. Дальше пр обир а ются еще остор ожн ее , согнувшись, поч ти ползком. Замерли. В руках ружья . Каждый приложился, прищурил глаз. Вы стрелы. Два десятка шагов — гордых , открытых. . . Шаги победителя . . . Р а с : сматривают, тормошат у би то го звери, в е село хлопают в ладоши, кружатся в о круг добычи. Это учащиеся нарымско-о 1 стяцкого п е дагогического техникума т. Агалгожин и т. Мандракова исполняют остяцкий та нец-пантомиму «Охота на медведя». . ..Несколько женщин уселись в кружок на полу. Самой молодой около тридцати, старшей — за пятьдесят. Это — т е х н и ческие работницы, уборщицы треста Зэп си б зол о то . ‘Они п ою т старинную про тяжную песню «Калинушка». Эту песню сменяет бойкая шуточная: «Курочка». В зале улыбки и смех. Одна из женщин открывает х оров о д . Подражая в п о х о дк е молодой з а д о р н ой курочке, семеня н о га ми, она обош ла круг, за ней вступает , переваливаясь с боку на бок , уточка, дальше важно шествует гусь, за ним — индюшка, барашек, свинка... Вступление каж д о г о ново г о п ерсонаж а живо , ярко. Появляется телочка, и за л разражается веселым смехом « аплодисментами. Чем радо стн ее живется, тем веселее хочется петь. И песни возникают. П о д линные народные песни. Песни о новом дне . Песню о «Сталине», комсомоле спели ойроты. «Песню о Ленине» опели ш о р цы. мзКраЮная родмнй расцвела и б у д е т вечно цвести» — спел по -башкирски Са бит Кучуков . «Джастар»—‘«М олод еж ь»— называется казахская народная песня, Которую спел Нуркеш Мйндубаев . Ка валерийскую т е с ню о всадоике -жомоо - мольце, который всегда готов к о б о р о не, ш е л а по -татарски Гюль Абдулина . Много прекрасных п есен было спето , много пляски было показано в са ду им. Сталина 6 июля.[_Старинные русские п е с ни пел хор д оярок Черепачовского мя сомолочного с овхо за . Народные песни исполняли хоры новосибирских клубов— имени Сталина и «Транспортник». •Осети ны танцовали свой национальный танец, немцы-колхозники из Немецкого района играли на цимбалах и дв у х скрипках, украинец Гала.йчук замечательно сплясал «гопак», не* 'уступил ему в русской «ба рыне» Ванюков — стахановец с золотых приисков. Очень живо и ярко цыганские песни и пляски исполнил хор цыганской пр омы сл ов ой артели. Замечательный артист — казах Джю - сун Куануаев великолепно исполнил ш у точную neciwp «Агач-Аяк» — «Деревян ная нога», -о старике, умоляющем о любви неприступную молодую девушку. Долгими аплодисментами , провожали с о сцены слушатели т. Куантаева. Маршем «Веселых ребят» закончился смотр: И e cA i враг нашу радость живую Отнять захоч ет в неравном бою , Мы грянем песню свою боевую И . г р у д ь ю станем за родину свою! Эти слова марша как нельзя лучше о т вечали настроению всех присутствовав ших на этом народном празднике , таком ярком и радостном , как сама наша жизнь в р а д оЛ н ую , светлую сталинскую э п о х у . И £ СИ БИ РСКОЙ СТАРИНЫ " > Т А Р С К О Е ВО ССТАНИ Е Кгус с о о бщ а е т газета «Омская праз.. да», в тобольском архиве обнаруж ены новые материалы о восстании в Таре в 1723 г о д у . Д о си х п о р о б этом восста нии были только крайне скудные сведе ния. Жители Тары .в 1723 году , когда получаи^был Петровский указ о пр есто лонаследии (о праве назначать наслед ника п о своему ж еланию ) , отказались о т присяги. Немедленно из Тобольска в Тару была снаряжена карательная эк с педиция. В о главе карательного отряда стоял бывший тобольский вице-губерна тор С ол ово е , 'который, как пишет си бирский летописец , «был человек зл о г о д у х а , как® нем д у х лихоимства и с р е б р о любия , так ‘в нем д у х блуда И пр елю б е - дей ства был». Каратели ж есток о подавили восстание . Часть руководител ей восстания, не ж е лавшая отдаться в руки карателей, в зорвала с еб я в доме , который окружи ло царское войско . Несколько сот ж и т е лей было повеш ено и по саж ен о на кол. Р едк о кого миновало наказание кнутом. Казни по тарскому д ел у пр ои сходили и в Тобольске . З д е сь было повеш ено не сколько человек и посаж ен на кол одни и з участников движения — Странников . И З ИСТО РИИ МАНСИ Ср еди источников по этнографии и истории н ар од ов манси и ханте на о д ном и з первых .мест стоит «Краткое опи сание о н ар од е остяцком» Гр. Новицко го, написанное в 1715 г о д у - и и зданное в 1884 г. Ещ е в рукописи «Краткое описание» широко использовалось рядом иссл едо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2