Сибирские огни, 1936, № 4
134 ШИШИШШВИНИШИШНШГ Т ЕМНО Е Ц А РС Т ВО , К АН У ВШ Е Е В ВЕЧНОСТЬ отличительные черты в с е х этих Диких и Кабаних. Очень ярка картина, кото рую ри сует в «Грозе» Кулигин: «Вот какой, сударь , у нас городиш ко! Бульвар сделали, а не гуляют . Гу ляют только ню .'Праздникам, и то один вид делают , что гуляют, а сами х о д я т ту д а наряды показывать. Только пьяно го прика зного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь , некогда, у ,них день и ночь работа . И спят-то всего часа три в сутки. А б о гатые что д елают? . . У в с е х давно в о р о та, сударь, затерты и с обаки опущены... Вы думаете , они д е л о дел аю т , либо б о - v^ry молятся. Нет , сударь ! И н е от воров они запираются , а чтобы люди не вида - ли, как сини -своих домашних п о ед ом едя т да .семью тиранят. И что| слез льется за этими . .зшощ эми , невидимых и неслышилПзГх!.. Семья, говорит , д ел о тай ное, секретное: Знаем мы’ э ти секретьг- то. От эти х секретов -то , сударь , ему только о дном у весело , а остальные вол ком воют. Д а и что за секрет? Кто его не знает! Ограбит сирот , родственников, племянников, заколотит домашних так, чтобы ни о б чем, что ом там т о р и т , пикнуть не смели. В от и весь секрет». Какую ж е муку, -какие страдания на д о было переносить в этой гнетущей атмосфере ч еловеку с живой душ ой , с непосредственной натурой? Они — эти страдания и муки — ужасны, они д о вели д о самоубийства Катерину, п р е д ставляющую п о характеристике Н. А. Д о - / бролюбова «решительный, цельный ру с ский характер , действующий в с р ; д е Диких и Кабановых». Катерина — «луч света в темном царстве». Даройитая, впечатлительная натура Катерины, име ющая свои нравственные понятия, н е - укладывавшиеся в рамки понятий, гос подствовавших в темном царстве, реша ет: «Все равно, что смерть придет , что сама... а жить нельзя...». Жить нельзя !— др у г о г о вы хода и з темного царства нет для Катерины. ^Хорошо , что нашлась в б едн ой женщине решимость хоть на эт о т страшный выход» , — пишет Н. А. Д обр олю бов . И верно, — куда пойти? Ведь и за пределами купеческого д ам а было такое ж е темное царство. Оно царит и среди чиновничества. Там господствует мораль взяточников, воров и плугов , там р а с плеснулось широкое море беспросветной пошлости, угодничества и подхалимства . Вишневский, говоря Ж а д ов у ( «Д о х о д но е место»), доказывает: «У нас о бщ е ственного мнения нет, мой друг , и быть не может в том смысле, в каком ты е ю понимаешь. Вот т еб е общ ественное мне ние: не пойман — не вор» . Т от ж е Жа - дов , который «начале пытался солротив . ляться этой чиновничье.^ оровской мора ли, сдается и идет к дядюшке просить д о х о д н о г о места, напевая: Бери, большой тут нет науки! 1 Бери, что можно только взять. I На что -ж привешены нам руки, I Как не на то, чтоб брать... Возьмем д р у гую с р е д у , посмотрим, чем полна 'была жизнь в у садь б е б о га той помещицы Гурмыжской («Лес») . В ней все в порядке , как в л е с у быть сле д у ет — зд е сь т ож е ложь , обман , пош лость и все это подавляет лучшие чув ства людей , подобных актеру Насчаст- ливцеву, который имеет горячую гол о ву и д о б р о е с ер дц е . Он говорит Гур_ мыжской: «. ..родная тетка потяготилась прокормить меня два дня. Девушка б е жит топиться, кто ее толкает в воду? Тетка». Несчастливцев ищ е т выхода из «леса» — т о г о ж е , п о сути дела, тем ного царства, броди т , плутает и погиба ет, как и многие в то дикое , мрачное время. Островский не дал нам обра за под линного б орц а <с темным царством, бор - ца со всем строем самодержавия и ка питалистического гнета и свинства. А они, эти бсрцы , были , боролись, н е мало и х погибало , « о все ж е шли вперед, пролагая п р о с ек у в темном лесу, ища выхода к светлым просторам лучшего б у д ущ е г о . Островский оставил нам яр . кие картины прош л о го — о н б е з (при крас и смягчения описал ужас , г о р еч ь неправду жизни в «темном царстве», сумев в т о ж е время ра зглядеть в нем и с большой теплотой показать образы людей , представляющих «решительный, цельный русский характер». Островский сумел в лице Катерины и д р у ги х показать поднимающийся про тест против темного царства. Это он увидел и с большой жизненной правдой и зобразил людей , представляющих луч света в темном царстве. Островский — народен , так как он в св ои х пьесах о б ’ективно выразил надеж ды н а р о д ных м а сс на о св о б ож д ени е о т «темного царства» — о т власти ден ег , о т дикости и невежества , пошлости и мертвечины, господствовавших в буржуазно-осунече- ском и помещичье-чиношничьем о бщ е стве. «Островский, -— писал Д обр олю б ов , — ум еет заглядывать вглубь д уш и чело века, ум еет отличить натуру от всех извне принятых уродств и наростов , о т то г о внешний гнет , тяжесть всей о б становки , давящ ей человека, чувствует ся о его пр ои зв ед ения х гор а здо силь нее , чем Во м н о гих рассказах , страшно возмутительных п о содерж анию , но внешнюю официальною стор он ою дела соверш енно заслоняющих янутрелнюм человеческую сторону» . Познавательная ценность богатого ли тературного наследства А. Н. Остров ск о г о — огромна , так как в его произ в е д ени я х нашло реалистическое отобра ж ение прошлая гнусная, подлая д е й ствительность старой России . С блестящим мастерством диалога, с исключительной р а знообр а зно стью язы ковых средств , с превосходным знани ем жи зни и нравов геро ев своих пьес, А Н. Островский пр одолж а ет привле кать и волновать нашего советского зрителя, несмотря на то, что эп о х а с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2