Сибирские огни, 1936, № 4
ни нужно было выделить в с е наиболее ценное, подлинно-талантливое , имеющее большое .общ ественное значение. И [Зе линский д ел а ет эго . Он поставил гения русской п о э зии Пушкина рядом с Шек спиром и Гете, он высоко оценил вели кий талант Гоголя, он показал сзоим современникам значение по э зии Лер монтова и Кольцова. Критические ста тьи Белинского о Пушкине, Гоголе, Лермонтове , Кольцове во многом и до сих пор могут считаться образцовыми . Замечательны по своей глубине и цен ности высказывания В. Г. Белинского о реализме, их н ужн о оомнить и сейчас, когда писатели -художники подчас с х о ластически ш о р я т о сущности реализма и о социалистическом реализме в о с о бенности. Белинский так понимал з а д а чу писателя: «Берите с о д ерж ани е для ваших кар тин и з окружающей вас действительно сти и и е украшайте, н е перестраивайте ее, а и зображ айте такою , какова она есть на самом д ел е , д а смотрите на нее глазами живой современности , а « е сквозь закоптелые очки морали, кото рая была истинна во время оно, а те перь превратилась в о б щ и е места, многи ми повторяемые, но уж е нико го не убеждающи е . . . Идеалы скрываются в действительности, они — в е произволь ная игра фантазии, не выдумха , не мечты и в то же время идеалы — не список с действительности, а угаданная умом и воспроизведенная фантазией возможность того или др у г о г о явленля». Белинский требует , чтобы искусство было гл у б ок о идейно и общ ественно , писатель д олж ен выражать передовые общественные устремления и идеи . Не только на своих современников, но и на ря д по сл ед ующ и х поколений Белинский оказал большое влияние. Он был больше чем литературный критик и историк •—■ он был трибуном своего времени в вопр о сах общественных от ношений. Роль его была революционна не только критикой сущ ествующих кре постнических отношений, но и теми мыслями, которые он развивал о пр а вах личности и человека. Белинский разбил в згляд яа литерату ру, как на д ел о , принадлежащ ее исклю чительно верхним слоям общества , гос подствующим классам. Если д о Белин ского литературная критика не выходи ла з а рамки узко -формальных оц енок литературного произведения , то он св ей литературные суждения , свою критику строит на основе определения о бщ е ственного значения произведения . Преодолевая теории «чистого» искус ства, Белинский шел к признанию боль шой роли искусства в общественных отношениях , к требованию, чтобы оно служило выражением п ер ед овы х идей своего времени . Ч ер е з все творчество Белинского пр оходит красной нитью основная прогрессивная линия, направ ленная против самодержавно -крепостни ческого строя. После дол ги х исканий и колебаний Белинский пришел к социа ли зму — правда, к социализму утопи ческому. «Идея социализма — писал Б е линский в 1814 г. — стала для меня идеей ид ей , бытием бытия, вопросом в о просов , альфой и ом егсй веры и зна ния. Все из н ее , для не е и к ней..* Она поглотила и историю, и религию , и фи лософию» . Д р у гой великий русский критик —• Н. А. Д о б р о лю б о в — написал о значе нии Белинского сл едующи е гл убок о правдивые и замечательные слава: «Что бы ни случилось !с русской литературой , как бы пышно ни расцвела она, Белин , ский всепда б у д е т е е гордо стью , ее украшением». И сила Белинского, его литературной критики заключается в том, что она была высоко идейной , д е мократической, революционной , с н е го дованием клеймившей страну — никола евскую Россию . Недаром , и совершенно правильно, современник Белинского , князь Вяземский , говорил о нем: «Б е линский был не кто иной, как литера турный бунтовщик . З а неимением у нас места бунтовать на) площади , о н б у н т о вал в журналах» . В . И. Ленин н еоднократно упоминал великое имя В. Г. Белинского — эт о г о разночинца, демократа и революционера . «Как декабристы ,—писал В. И. Ленин,— ра збудили Герцена, так Герцен и его «Колокол» помогли пр о б уж д ению р а зн о чинцев, образованных представителей либеральной и демократической б у рж у азии, принадлежавших н е к дворянству , а к чиновничеству, мещанству, купече ству, крестьянству. Предшественником полного вытеснения дворян разночинца ми в нашем освободительном движ ении был еще при крепостном праве В. Г. Б е линский. Его знаменитое «Письмо к Г о голю», п одводивш е е ито г литературной деятельности Белинского, было одним из лучших произведений б есц ен зурной демократической печати , сохранивших громадное живо е значение и по сию пору». {Ленин . Соч. Том XVII, стр. 341, 3 -е изд .) . _ Гоголь, со здавший бессмертные п р ои з в едения — «Реви зор» и «Мертвые души», в по сл е дни е годы своей жизни впал в религиозность , -мистицизм и в книге «Выбранные места из переписки с д р у зьями» стал на защиту сущ ествующ его порядка , приписывая крестьянству п о корность и лю бовь к царям и церкви. По п о в о д у э т ой книги Белинский высту пил с о своим знаменитым «Письмом к Гоголю», в котор ом он с великой стра стностью и ненавистью писал: «Россия представляет с о б ою уж а сн о е зрелище страны, г д е лю ди т ор гую т людьми , не имея на э т о и т о г о оправдания, каким лукаво поль зую тся американские план таторы, утверждая , что н егр не чело век; страны, где лю ди сами с е б я на зывают н е именами, а кличками: Вань ками, Васьками, Стешками, Палашхами; страны, где , наконец, нет н е только ни каких /гарантий для личности, чести и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2