Сибирские огни, 1936, № 4
ских стран нередко были свободны от куска хлеба. В стране социализма стимул наживы отсутствует. В стране социализма герой, изобретатель , художник не стоят п еред у гр о зой голода и лишений, ибо они не зависят от прихоти или выгоды капита листа. Стимул героизма, творческого эн тузиазма советского гражданина — это бл а го в с его коллектива, это — св о б о д н о е стремление быть достойным сыном с в о ег о великого отечества. П о этом у так много героев в нашей стране, поэтому так велики их подвиги. Надо ли искать свободн о го человека в такой стране? Надо ли бежать из о б щества для того, чтобы быть св о б о д ным? Это также не нужно, как искать в о з д у х в открытом тол е , как искать в о ды в океане. Свобода у нас — не «дар небес» , не «лучезарная богиня», а нор мальное условие человеческого сущ ест вования. И этой св о б о д ой дышит каж д ая страница, каждое слово сталинской конституции. Если Пушкину, создавшему Алеко, пришлось закончить повесть о вольных цыганах 'пессимистическим заключением, что «всюду страсти роковые и от с у д е б спасенья нет», то судьбами жизни в стране социализма распоряжаются сами люди, отвергающие и бога , и рок, и все иные метафизические фетиши, истинное имя которых было — 'Право меньшин ства угнетать большинство. Таким же фетишем для масс является по существу в капиталистическом мире и родина. Родина , отечество—это впол не реально и содержательно для капи талистов и помещиков, владеющих ми ром . Фетишем, таким ж е средством п о рабощения масс, как и бог, служат эти понятия в руках капиталистов и их и д е ологов . У пролетария нет отечества, пока оно есть у капиталистов. Он получил его в СССР, разрушив капитализм и построив социализм. Это пр еж д е обманное слово приобрело глубокое содержание , о б ’е- динило трудящихся всех национально стей, составляющих единый по д у х у с о циалистический народ. СССР — свободная родина свободных людей , отечество трудящихся всего мира. В СССР не надо выдумывать с в о б о д ного человека. Наши советские писатели находятся поэтому в таких условиях для творческой работы, о которых не могли мечтать их великие предшествен ники. Советская литература молода. Но она уж е дала не мало образов , не мало полотен , отражающих общество социа лизма, общ ество , в котором так пр е красно сочетаются коллективная и инди видуальная свобода . Герой советской ли тературы — н е Карл М оор , н е Алеко, не Мцыри> уходящ и е от общества в п о исках свободы , не 'Ж а н Кристоф, по ги бающий в борьб е с обществом . Наши г ерои — Павел Корчагин, Чапаев, Але ша Маленький, Левинсон, наши герои— миллионы творцов социализма. Наши герои немыслимы вне коллектива — они не антиподы его, как Гамлет и Дон-Ки- хот), а его сыны и вожди . И не было в мировой литературе более свободных г е роев, чем эти неразрывно связанные с коллективом люди. Образ Павла Кор чагина, радостно и добровольно о т д аю щего всю свою жизнь, даж е когда эта жизнь становится невыносимой, делу своего класса — эт о обра з действитель но свободн о го человека. Человек стал свободен индивидуально, когда с в о б о д ным стало все 'общество, членом которо го является этот человек. Ключ к с в о б о д е индивидуальной — в с в о б о д е (коллек тивной, в социализме . Этого не могли знать писатели прошлого . Это внают, р е ально ощущают писатели советской зем ли, передовые писатели капиталистиче ских стран. Мы не можем еще , однако, сказать, что наша литература в полной мере д о стойна своей эпохи , что она отражает уж е все величие коллектива и человека наших дней. Н е о б ’ятный по количеству и силе материал для литературного твор чества, которым полна каждая пядь на шей земли и каждая минута нашей ж и з ни, еще почти не использован. Писате ли не нашли еще достаточно ярких кра сок, чтобы отразить красоты нового ми ра и нового человека. Этот упрек не раз бросал писателям Алексей Максимо вич Горький, и упрек этот вполне за служен . Сталинская конституция должна стать могучим рычагом роста творческих сил писателей нашей страны. Короткие статьи конституции великолепным сталин ским стилем формулируют сложившиеся в советской стране новые отношения меж ду людьми, новое отношение чело века к богатствам земли, к богатствам человеческой культуры. Каждым своим словом конституция помогает осознанию сущности происходящих в стране п р о цессов. Она поднимает новые волны ста хановского движения , новый взрывы э н тузиазма масс в борь б е за культуру, за высокий уровень жизни. И советские пи сатели, люди своей страны, инженеры человеческих душ , в новой конституции найдут для себя источник новых сил для д о стойно го э п о хи и ее конституции творчества, для создания х у д ож е с тв е н ных произведений , таких ж е ярких и солнечных, как ярка и солнечна вся жизнь нашей социалистической родины. Эти произведения должны ' не только показывать наши успехи . Они должны помогать гражданам—труженикам СССР в б орь б е за упрочение этих успехов , за дальнейшее п о б е д он о сн о е движение впе ред . Наши у спехи грандиозны. Но б орь ба еще далеко не кончена. Живы еще остатки классовых разли чий. Не вытравлены еще полностью пе режитки капитализма в сознании людей. Сущ ествуют еще злобствующие остатки разгромленных эксплоататорских клас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2