Сибирские огни, 1936, № 4
разве требования народа могут быть ис полнены его поверенными?» Н адо помнить, что речь идет о б Ан глии, конституция которой была и д е а лом для декабристов , общественный строй которой 'был относительно самым свободным в Европе. Разрушая иллюзии этой «свободы», Пушкин тем самым о б ’- яснил, почему его Ал еко пошел искать св о б о д у в цыганский табор , почему во всей мировой литературе так неудачны попытки показать с в о б о дн о г о человека, и тем паче — св о б о дн о е общ ество лю дей . Go дня смерти Пушкина прошло почти сто лет, на см ен у поколениям, лучшие представители; которых могли лишь меч тать о действительной свободе , могли б о роться и погибать в о имя ее, но не им е ли исторической во зможности э т у с в о б о д у осуществлять , пришли лю ди ленин ско-сталинской эп о хи , пролетарии « - к р е стьяне, которые, по завету Маркса, не только о б ’ясняют, ном переделывают мир. Пришел класс, создавший на одной ш е стой части мира условия, обесп ечиваю щие действительную св о б о д у человека. Во всем остальном мире д о сих пор власть находится «в руках малого чис ла!», т о есть «малое число» властвует в своих интересах над большинством , эмоплоатирует его. Значит, нет 'Свободы. Что н е о б х о дим о для осуществления с в о боды ? Об этом с предельной четкостью сказал товарищ Сталин в б е с е д е с Рой Говардом. «Настоящая сво б о да им еется только там, гд е уничтожена эксплоата- ция, где нет угнетения одни х людей другими , где нет безработицы и нищ ен ства, г д е человек н е д р ож и т за то, что завтра мож ет потерять работу , жилище , хл еб . Только в таком общ естве в о зм ож на настоящая , а не бумажная , личная и всякая другая свобода» . В с е эни у с л о вия имеются в нашей стране . В р е зул ь тате ож есточенной классовой б орь бы , в результате огромной политической, ор г а низационной и хо зяйственной работы с о з д ано первое в истории человечества с о циалистическое государство , в котором с в о б о д а граждан — не мечта, а о дн о из обязательных условий существования с о циалистического строя, е г о дальнейшего развития к коммунизму . И выражением эт ой реально сущ ествующ ей свободы , е е оформл енной в закон гарантией, яв ляется новая сталинская конституция СССР. На протяжении ряда веков сущ е ств о вания классового общ ества и г о с у д а р с т ва шла ожесточенная б орь ба угнетенных против угнетателей . Гражданские с в о б о ды, в с ео бщ ее избирательное право е пра вительственные органы всегда были о д ним из основных лозунгов , написанных на знаменах трудящихся . Эти права д о л ж ны были стать в руках трудящихся о д ним из средств борьбы за улучшение сво его экономического положения , б о р ь бы с эксплоатацией . Буржуа зия , в своей б о р ь б е за власть с феодалами , борьб е , ко торую она всегда эела руками рабочих и крестьян, такж е писала на своих зн а менах лозунги граждан ских свобод . «С в о б о д а , равенство и братство» — т орж ес т венно провозглашала б урж уа зия Франции в 1789 го д у . Гражданские свободы , в с е о бщ ее , прямое, равное и тайное и збира тельное право красуется в ряде консти туций б урж у а зны х государств , чем не ма ло кичатся идеологи бурж уазии . Но на д ел е , как и звестно , все э т и конституци онные свободы о стаю т ся пр остой фикци ей. Не говоря у ж е к» том, что почти во в сех бурж у а зны х конституциях «всеобщ ность» избирательных прав в той или иной степени ограничена (возрастной и имущественный ценз , ценз оседлости , о т сутствие избирательных прав у женшин и т. д .) , осуществление на практике д е кларированных с в о б о д всемерно за т р у д н ено длгЯ пролетариата самой сущностью капиталистического строя. В 1917, г. в статье «О конституционных иллюзиях» Ленин писал: «Чтобы большинство д е й ствительно решало в государстве , для э т о го нужны определенные реальные у с ловия. Именно: д олж ен быть просто у с тановлен такой государственный порядок , такая государственная власть, которая давала бы во зможн ость решать дела по большинству и обеспечивала превраще ние эт ой возможности в действитель ность» (т. XXI, стр . 52). (Когда ж е во змо ж ен такой государственный порядок? Только тогда , если классу, стоящему у власти, такой пор ядок выгоден , если ин тересы эт о го класса являются о дновр е менно интересами большинства. «Если же, — говорит дал ее Ленин в той же статье , — политическая власть н аходи т ся в руках класса, интересы коего с ин тересами большинства расходятся , тогда всякое правление по большинству н еи з б еж н о пр евращ ается в обман или под ав ление э т о г о большинства. Всякая б у р ж уа зная республика показывает нам сот ни и тысячи примеров эт о г о » (т. XXI, стр. 52). Конституционные побрякушки в руках бурж у а зии — вынужденная уступ ка маасам, средство мимикрии д ей стви тельного сущ ества капиталистического го сударства—б е сп ощ а дн ой диктатуры над большинством . И мы знаем, что когда с у щ ествование д аж е формальных консти туционных гарантий прав трудящихся становится опасным для власти капита листов, бурж уа зия разделывается с ними д овольно бесц еремонно . Для дока затель ства э т о г о достаточно примеров Германии и Италии, где конституционный обра з правления заменен откровеннейшей , р а з ну зданной фашистской диктатурой . Но д аж е в самых «демократических» консти туциях предусмотрены случаи, когда кон ституция фактически отменяется. Д о статочно привести пример Англии, п о кон ституции которой при «чрезвычайных» обстоятельствах («чрезвычайность», к о нечно, устанавливается правительством) отменяется действие h a b e a s c o t p u s этой «гордости» английской конституции,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2