Сибирские огни, 1936, № 4

разве требования народа могут быть ис ­ полнены его поверенными?» Н адо помнить, что речь идет о б Ан ­ глии, конституция которой была и д е а ­ лом для декабристов , общественный строй которой 'был относительно самым свободным в Европе. Разрушая иллюзии этой «свободы», Пушкин тем самым о б ’- яснил, почему его Ал еко пошел искать св о б о д у в цыганский табор , почему во всей мировой литературе так неудачны попытки показать с в о б о дн о г о человека, и тем паче — св о б о дн о е общ ество лю ­ дей . Go дня смерти Пушкина прошло почти сто лет, на см ен у поколениям, лучшие представители; которых могли лишь меч­ тать о действительной свободе , могли б о ­ роться и погибать в о имя ее, но не им е ­ ли исторической во зможности э т у с в о б о ­ д у осуществлять , пришли лю ди ленин ­ ско-сталинской эп о хи , пролетарии « - к р е ­ стьяне, которые, по завету Маркса, не только о б ’ясняют, ном переделывают мир. Пришел класс, создавший на одной ш е ­ стой части мира условия, обесп ечиваю ­ щие действительную св о б о д у человека. Во всем остальном мире д о сих пор власть находится «в руках малого чис­ ла!», т о есть «малое число» властвует в своих интересах над большинством , эмоплоатирует его. Значит, нет 'Свободы. Что н е о б х о дим о для осуществления с в о ­ боды ? Об этом с предельной четкостью сказал товарищ Сталин в б е с е д е с Рой Говардом. «Настоящая сво б о да им еется только там, гд е уничтожена эксплоата- ция, где нет угнетения одни х людей другими , где нет безработицы и нищ ен ­ ства, г д е человек н е д р ож и т за то, что завтра мож ет потерять работу , жилище , хл еб . Только в таком общ естве в о зм ож ­ на настоящая , а не бумажная , личная и всякая другая свобода» . В с е эни у с л о ­ вия имеются в нашей стране . В р е зул ь ­ тате ож есточенной классовой б орь бы , в результате огромной политической, ор г а ­ низационной и хо зяйственной работы с о з ­ д ано первое в истории человечества с о ­ циалистическое государство , в котором с в о б о д а граждан — не мечта, а о дн о из обязательных условий существования с о ­ циалистического строя, е г о дальнейшего развития к коммунизму . И выражением эт ой реально сущ ествующ ей свободы , е е оформл енной в закон гарантией, яв­ ляется новая сталинская конституция СССР. На протяжении ряда веков сущ е ств о ­ вания классового общ ества и г о с у д а р с т ­ ва шла ожесточенная б орь ба угнетенных против угнетателей . Гражданские с в о б о ­ ды, в с ео бщ ее избирательное право е пра­ вительственные органы всегда были о д ­ ним из основных лозунгов , написанных на знаменах трудящихся . Эти права д о л ж ­ ны были стать в руках трудящихся о д ­ ним из средств борьбы за улучшение сво его экономического положения , б о р ь ­ бы с эксплоатацией . Буржуа зия , в своей б о р ь б е за власть с феодалами , борьб е , ко ­ торую она всегда эела руками рабочих и крестьян, такж е писала на своих зн а ­ менах лозунги граждан ских свобод . «С в о ­ б о д а , равенство и братство» — т орж ес т ­ венно провозглашала б урж уа зия Франции в 1789 го д у . Гражданские свободы , в с е ­ о бщ ее , прямое, равное и тайное и збира ­ тельное право красуется в ряде консти­ туций б урж у а зны х государств , чем не ма­ ло кичатся идеологи бурж уазии . Но на д ел е , как и звестно , все э т и конституци­ онные свободы о стаю т ся пр остой фикци­ ей. Не говоря у ж е к» том, что почти во в сех бурж у а зны х конституциях «всеобщ ­ ность» избирательных прав в той или иной степени ограничена (возрастной и имущественный ценз , ценз оседлости , о т ­ сутствие избирательных прав у женшин и т. д .) , осуществление на практике д е ­ кларированных с в о б о д всемерно за т р у д ­ н ено длгЯ пролетариата самой сущностью капиталистического строя. В 1917, г. в статье «О конституционных иллюзиях» Ленин писал: «Чтобы большинство д е й ­ ствительно решало в государстве , для э т о го нужны определенные реальные у с ­ ловия. Именно: д олж ен быть просто у с ­ тановлен такой государственный порядок , такая государственная власть, которая давала бы во зможн ость решать дела по большинству и обеспечивала превраще ­ ние эт ой возможности в действитель­ ность» (т. XXI, стр . 52). (Когда ж е во змо ­ ж ен такой государственный порядок? Только тогда , если классу, стоящему у власти, такой пор ядок выгоден , если ин­ тересы эт о го класса являются о дновр е ­ менно интересами большинства. «Если же, — говорит дал ее Ленин в той же статье , — политическая власть н аходи т ­ ся в руках класса, интересы коего с ин­ тересами большинства расходятся , тогда всякое правление по большинству н еи з ­ б еж н о пр евращ ается в обман или под ав ­ ление э т о г о большинства. Всякая б у р ­ ж уа зная республика показывает нам сот ­ ни и тысячи примеров эт о г о » (т. XXI, стр. 52). Конституционные побрякушки в руках бурж у а зии — вынужденная уступ ­ ка маасам, средство мимикрии д ей стви ­ тельного сущ ества капиталистического го сударства—б е сп ощ а дн ой диктатуры над большинством . И мы знаем, что когда с у ­ щ ествование д аж е формальных консти­ туционных гарантий прав трудящихся становится опасным для власти капита­ листов, бурж уа зия разделывается с ними д овольно бесц еремонно . Для дока затель ­ ства э т о г о достаточно примеров Германии и Италии, где конституционный обра з правления заменен откровеннейшей , р а з ­ ну зданной фашистской диктатурой . Но д аж е в самых «демократических» консти­ туциях предусмотрены случаи, когда кон ­ ституция фактически отменяется. Д о ­ статочно привести пример Англии, п о кон ­ ституции которой при «чрезвычайных» обстоятельствах («чрезвычайность», к о ­ нечно, устанавливается правительством) отменяется действие h a b e a s c o t p u s этой «гордости» английской конституции,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2