Сибирские огни, 1936, № 4
ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ НАРОДОВ О проекте новой конституции СССР Свобода ! Как много р а з воспета она в произведениях мировой литературы. Шиллер, Байрон, Беранже , Пушкин и Лермонтов—десятки величайших х у д о ж ников слова всех времен и народов при зывали человечество к б о р ь б е з а св о б о ду . Горячо и волнующе звучали эти призывы только д о т е х пор, пока речь шла о б абстрактном лозунге , о некоем великом благе, именуемом свободой , благе, к которому следует стремиться, но которого пока еще в природе не бы ло. Когда ж е писатели пытались от пре красной абстракции перейти к конкрет ному показу свободы и свободн о го ч е ловека — обнаруживалось полное б е сси лие писателя изобразить реальную св о б о д у и реального св ободн о го человека. Карл Моор , Алеко , 'Мцыри — наиболее, пожалуй , яркие обра зцы эт и х попыток показать св о б о дн о г о человека и св о б о д ную жизнь . Что ж е в конечном счете сказали ве ликие художники слова этими о бр а за ми? К какому выводу приходили они сами и приводили своих читателей? К пессимистическому заключению, что ово- бода , да еще при этом весьма относи тельная и непрочная, мыслима' только вне организованного челове^Лкбго о б щества. «Свободны» бродячем цыганском таборе , говорящие про себя: «мы дики, нет у нас законов», некото ро е время, «презрев оковы просвещенья, Алеко волен как они». Но — «всюду ■страсти роковые, и от с у д е б защиты нет» — и д аж е эта призрачная свобода оказывается нереальной . Вне общества, в разбойничьей шайке, ищет свободы шиллеровокий Карл Моор — и т ож е в конечном счете не находит ее, ибо даж е в разбойничьей шайке лю ди оказываются не свободными . Наиболее счастливым в поисках свободы оказывается лермон товский Мцыри, гордый одиночка, сов сем ушедший от людей для того , чтобы быть свободным хотя бы три дня, к о торые с тоят ему жизни. Но если беоплОдны были попытки ве ликих писателей показать с в о б о д у и сво б о дн о г о человека, то тем мощнее была сила их протеста против общества, зако ном которого было рабство, тем громче звали их творения к ра зруш ению этого общества . В этом — великое револю ционное значение классической литера т у р у , п с р ою д аж е тогда , когда сам ав тор совсем не хотел быть революцион ным. Пример Гоголя в этом отношении о соб еино показателен . Великие писатели всего мира не мог ли найти на земле св ободн о го уголка, не могли найти св ободн о го и счастливого человека (если не считать одн о го леген дарного счастливчика, который был « св о б о д ен » д аж е от рубашки). Античная культура в своих поисках св ободн о го и счастливого человека обнаружила Д и о гена в бочке, и этот Диоген днем с огнем разыскивал «человека», да так и не нашел. Поэт-мыслитель Пушкин не только констатировал бесплодность мечты о с в о б о д е в рамках [современного ему о б щества. Он, хотя и не достаточно отче тливо, но для своей эпохи х ор ош о пони мал социальные причины этой б е сп л о д ности. В статье «Путешествие из Моск вы в Петербург» имеется весьма инте ресный разговор автора с каким-то (яв но вымышленным) англичанином. Автор обращается к англичанину с вопросом : «Что мож ет быть несчастнее русского крестьянина», после чего сл еду ет такой диалог : Англичанин. Английский крестьянин. Я. Как? Свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее ру сского р а ба? Он. Что такое св о б о да ? Я. С в обода есть во зможность по сту пать по своей воле. Он. Следственно , свободы нет нигде,— ибо в е зд е есть или законы или естест венные препятствия. Я. Так, но разница покоряться пр ед писанным нами самими 'законам или п о виноваться чужой воле. Он. Ваша правда. Н о разве народ ан глийский участвует в законодательстве? разве власть не в руках малого числа?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2