Сибирские огни, 1936, № 4

А . м. г о р ь к и й Е 1 | 1 »т 1 т 1 тн 1 Н 1 | 1 « 1 ^» 1 шн 1 т 1 Ш 1 Ш| 1 Ш 1 [Н 11 ШН 1 )Н 1 ) 1 Ш 1 Н 1 ) 1 Н 1 Н[ 1 [Ш)Н 1 Ш)Н) 1 [|[ИШ 1 №И 1 )|[ 1 [[Н 1 » 1 ) 1 ) 1 ИШ)И[ 1 [ 1 )НШ 1 Н )11 юэ тей , писем, выступлений. В них Горь­ кий беспощадно бичует невежество и зазнайство недоучек , кичливость п ов ер х ­ ностного диллетанта и требует , прежде всего , грамотности и отличного знания техники сво его дела. С этим ж е требо ­ ванием п одходи т он к литераторам , к начинающим писателям и поэтам . Он указывает, что наша м олод еж ь д олжна х орош о знать историю , «а поэтам на­ шим, кром е всего этого , н уж н о хорош о знать историю русской по э зии , и знать, какими приемами техники слова пользо ­ вались поэты прошлого , как развивался, обогащался язык русской поэзии , как разнообразились фор!МЫ. слова». Горький, как пр ед седатель Союза С о ­ ветских писателей вел С ою з неуклонно, терпеливо к социалистическому реали з ­ му. Примером, советом , показом , а где н ео б х о дим о , острейшей большевистской критикой, он учил молодых и (старых пи­ сателей и работать , и бороться , в п ер ­ вую очередь , за высокую культуру св о ­ его дела , св ои х произведений , за яркое выооко -худож ествеиное отображ ение в них нашей социалистической дей стви ­ тельности. Он на каж дом шагу напоми­ нал писателям и поэтам, что овладение высокой техникой своего д ел а являет­ с я основным условием для пролетарско ­ го писателя, ибо «техника вводится в целом, во в с ех областях труда и твор­ чества и. является одной из основных сил культурного роста , одной из сил, . в е д у щ и х весь проц есс культуры.. Крупнейшую роль А. М. Горький сы­ грал в борьбе иротив фашизма и вой­ ны . П о его инициативе был с о зван ан­ тивоенный конгресс. Указывая на 'Причи­ ны грядущей войны, Горький пишет: «Банкир родит бандита — вот , что рас­ сказывает нам современная «Книга бы- •тия» и эт о неоспоримо» . Этот бандит го ­ товит войну потому, что «война вы год ­ на для промышленников», изготовляю ­ щих руками рабочих орудия и оружие для взаимного истребления рабочих и крестьян. «На планете нашей, кроме Сою за Советов, нет государства , где ра ­ боч и е и крестьяне могли бы любовать ­ ся армией, со зд анн ой ими для защиты своей свободы , а н е для угнетения сво е ­ го. Всемирное социалистическое г о с у д а р ­ ство равных, государство , в котором личность о св о б ож д ен а от идеи класса, нации, религии, — от всего , что ограни,- чивает с в о б о ду ее роста, — вот конеч ­ ная и героическая ..цель героической р а ­ боты, которую начали мужественные лю д и партии Владимира Ильича». В о ж е ­ сточенной борь б е за достижени е этой цеди, в борь б е против врагов Горький знает закон борьбы — «если враг не сда ет ся -— его уничтожают». Такова л о ­ гика борьбы и — иного пути нет. Горький призывает к б о р ь б е против войны, к предотвращению ее, но в то ж е время заявляет 'на весь мир, что «если вспыхнет война против того клас­ са, силами которого я живу и ра б о ­ таю, — я т ож е пойду рядовым бойцам в его армию. П ой д у н е потому , что знаю — именно она поб едит , а потому, что великое справедливое д ел о р а б о ч е ­ го класса Сою за Советов — это vMoe законное д ел о , мой долг» . Горький гл у ­ боко любил нашу Красную армию, и бо она защищ ает великое дело- трудящихся и борется не только средствами и стре ­ бления, « о и великой силой неотразимой правды своей борьбы. Приветствуя бойцов Красной армии, он говорит : «Вы, бойцы, 'всегда должны быть готовы к бою , и , о соб ен но пом ­ нить, что Вам, стражам С ою за Советов , придется работать разумным словом не меньше, чем штымом. Накапливайте энергию , знания, дисциплинируйте волю и разум . Привет». На протяжении всей жизни Горький борется за утверждени е (высочайшего призвания человека — творца культу­ ры. В одной и з статей Горький пишет: «Д о поры , пока мы не научимся лю б о ­ ваться человеком, как самым красивым и чудесным явлением « а нашей пЛанете, д о той поры мы не освободимся от мерзости и лжи нашей жизни: с этим у б еж д ени ем я вошел! в мир, с ним уйду из него , и у х о д я б у д у непоколебимо ве­ рить, что ко гда -то мир признает: свя­ тая святых — человек». Алексей Максимович имел счастье в последние годы своей жизни, — в го ­ ды эпохи великого Сталина — увидеть, как осуществляется е г о вера. Он сам с большой радостью о б этом неоднократ ­ н о заявлял. На одном собрании в Ка за ­ ни Горький, выступая на рабочем с о ­ брании, говорил: «Я поклонник человека волевого , ц е ­ леустремленного , (может быть мною вы­ думанного . Я н е гаидел людей в жизни такими, какими и зображал в св ои х сочи ­ нениях. Я досочинял человека. Но те ­ перь в ж;ивой действительности мы ви­ дим смелого, сильного, д ер зк о г о чело ­ века. Люди , о которых я раньше мог только мечтать, теперь живут, ра б о т а ­ ют, творят, великое дело» . Мечта великого писателя утвердилась в нашей стране, гд е мы видим расцвет прекраснейшей из э п о х истории ч елов е ­ чества — зари коммунизма. Горький пришел в литературу, как боец . Он умел любить или ненавидеть и презирать жалкую с ер един у . В каж ­ д о е fCBoe^ прои зв ед ени е он вкладывает весь свой б о евой темперамент , как ни ­ кто дру гой . Горький н е только и з о б р а ­ жал п ер ед нами действительность , но и звал вперед к революционному р а з р е ­ шению противоречий. Горького любят, знают, читают пролетарии д ал еко за пределами нашей страны. Горького б о ­ ятся наши враги, Горьким гордятся на­ ши д р у з ь я — трудящиеся в с е г о мира. К 40-летней 'годовщине литературной д е ­ ятельности Горького т. Сталин обра­ тился к нему с о словами: «На радость всем трудящимся, на страх врагам р а б о ­ чего класса — ж ел аю Вам у сп е х а в даль ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2