Сибирские огни, 1936, № 4
А . м. г о р ь к и й Е 1 | 1 »т 1 т 1 тн 1 Н 1 | 1 « 1 ^» 1 шн 1 т 1 Ш 1 Ш| 1 Ш 1 [Н 11 ШН 1 )Н 1 ) 1 Ш 1 Н 1 ) 1 Н 1 Н[ 1 [Ш)Н 1 Ш)Н) 1 [|[ИШ 1 №И 1 )|[ 1 [[Н 1 » 1 ) 1 ) 1 ИШ)И[ 1 [ 1 )НШ 1 Н )11 юэ тей , писем, выступлений. В них Горь кий беспощадно бичует невежество и зазнайство недоучек , кичливость п ов ер х ностного диллетанта и требует , прежде всего , грамотности и отличного знания техники сво его дела. С этим ж е требо ванием п одходи т он к литераторам , к начинающим писателям и поэтам . Он указывает, что наша м олод еж ь д олжна х орош о знать историю , «а поэтам на шим, кром е всего этого , н уж н о хорош о знать историю русской по э зии , и знать, какими приемами техники слова пользо вались поэты прошлого , как развивался, обогащался язык русской поэзии , как разнообразились фор!МЫ. слова». Горький, как пр ед седатель Союза С о ветских писателей вел С ою з неуклонно, терпеливо к социалистическому реали з му. Примером, советом , показом , а где н ео б х о дим о , острейшей большевистской критикой, он учил молодых и (старых пи сателей и работать , и бороться , в п ер вую очередь , за высокую культуру св о его дела , св ои х произведений , за яркое выооко -худож ествеиное отображ ение в них нашей социалистической дей стви тельности. Он на каж дом шагу напоми нал писателям и поэтам, что овладение высокой техникой своего д ел а являет с я основным условием для пролетарско го писателя, ибо «техника вводится в целом, во в с ех областях труда и твор чества и. является одной из основных сил культурного роста , одной из сил, . в е д у щ и х весь проц есс культуры.. Крупнейшую роль А. М. Горький сы грал в борьбе иротив фашизма и вой ны . П о его инициативе был с о зван ан тивоенный конгресс. Указывая на 'Причи ны грядущей войны, Горький пишет: «Банкир родит бандита — вот , что рас сказывает нам современная «Книга бы- •тия» и эт о неоспоримо» . Этот бандит го товит войну потому, что «война вы год на для промышленников», изготовляю щих руками рабочих орудия и оружие для взаимного истребления рабочих и крестьян. «На планете нашей, кроме Сою за Советов, нет государства , где ра боч и е и крестьяне могли бы любовать ся армией, со зд анн ой ими для защиты своей свободы , а н е для угнетения сво е го. Всемирное социалистическое г о с у д а р ство равных, государство , в котором личность о св о б ож д ен а от идеи класса, нации, религии, — от всего , что ограни,- чивает с в о б о ду ее роста, — вот конеч ная и героическая ..цель героической р а боты, которую начали мужественные лю д и партии Владимира Ильича». В о ж е сточенной борь б е за достижени е этой цеди, в борь б е против врагов Горький знает закон борьбы — «если враг не сда ет ся -— его уничтожают». Такова л о гика борьбы и — иного пути нет. Горький призывает к б о р ь б е против войны, к предотвращению ее, но в то ж е время заявляет 'на весь мир, что «если вспыхнет война против того клас са, силами которого я живу и ра б о таю, — я т ож е пойду рядовым бойцам в его армию. П ой д у н е потому , что знаю — именно она поб едит , а потому, что великое справедливое д ел о р а б о ч е го класса Сою за Советов — это vMoe законное д ел о , мой долг» . Горький гл у боко любил нашу Красную армию, и бо она защищ ает великое дело- трудящихся и борется не только средствами и стре бления, « о и великой силой неотразимой правды своей борьбы. Приветствуя бойцов Красной армии, он говорит : «Вы, бойцы, 'всегда должны быть готовы к бою , и , о соб ен но пом нить, что Вам, стражам С ою за Советов , придется работать разумным словом не меньше, чем штымом. Накапливайте энергию , знания, дисциплинируйте волю и разум . Привет». На протяжении всей жизни Горький борется за утверждени е (высочайшего призвания человека — творца культу ры. В одной и з статей Горький пишет: «Д о поры , пока мы не научимся лю б о ваться человеком, как самым красивым и чудесным явлением « а нашей пЛанете, д о той поры мы не освободимся от мерзости и лжи нашей жизни: с этим у б еж д ени ем я вошел! в мир, с ним уйду из него , и у х о д я б у д у непоколебимо ве рить, что ко гда -то мир признает: свя тая святых — человек». Алексей Максимович имел счастье в последние годы своей жизни, — в го ды эпохи великого Сталина — увидеть, как осуществляется е г о вера. Он сам с большой радостью о б этом неоднократ н о заявлял. На одном собрании в Ка за ни Горький, выступая на рабочем с о брании, говорил: «Я поклонник человека волевого , ц е леустремленного , (может быть мною вы думанного . Я н е гаидел людей в жизни такими, какими и зображал в св ои х сочи нениях. Я досочинял человека. Но те перь в ж;ивой действительности мы ви дим смелого, сильного, д ер зк о г о чело века. Люди , о которых я раньше мог только мечтать, теперь живут, ра б о т а ют, творят, великое дело» . Мечта великого писателя утвердилась в нашей стране, гд е мы видим расцвет прекраснейшей из э п о х истории ч елов е чества — зари коммунизма. Горький пришел в литературу, как боец . Он умел любить или ненавидеть и презирать жалкую с ер един у . В каж д о е fCBoe^ прои зв ед ени е он вкладывает весь свой б о евой темперамент , как ни кто дру гой . Горький н е только и з о б р а жал п ер ед нами действительность , но и звал вперед к революционному р а з р е шению противоречий. Горького любят, знают, читают пролетарии д ал еко за пределами нашей страны. Горького б о ятся наши враги, Горьким гордятся на ши д р у з ь я — трудящиеся в с е г о мира. К 40-летней 'годовщине литературной д е ятельности Горького т. Сталин обра тился к нему с о словами: «На радость всем трудящимся, на страх врагам р а б о чего класса — ж ел аю Вам у сп е х а в даль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2