Сибирские огни, 1936, № 4
108 ' neiiiiiiiiiiiiiiii'iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiffiiiiiiiiiiiiiii А. ДВОРИЧ знамена Великой социалистической р е з о люции, отдал на сл уж б у поб едоносной пролетарской диктатуры громадные си лы, весь; 'свой талант пролетарского х у дожника и все свои громадные силы по литического борца. Великая сталинская эпохгу — эпоха окончательной победы социализма связана с именем Горького, как ее пламенного трибуна, художника , выразителя борьбы за строительство коммунизма. С юношеской страстностью Горький отдавался д ел у построения социалисти ческого бесклассового общества. В ук реплении мощи Союза Советов он видит «основу для построения нового мира». Для Горького наступили новые времена и он выступает, прежде всего, как певец о св о б ож д енн о го человеческого труда, со зидающ его не только богатства социа листического общества, .но и с о зи д ающ е го высшую ценность — н о зо го человека. Горький вникает во все уЬолки нашего строительства. Все его интересует, он думает обо всем, он пишет о грамотно сти. культуре, литературе , культуре р е чи, Магнитострое, гоовдях для деревни, воспитании детей , перевоспитании б е с призорных, Красной армии и т. д. Не смотря на слабо е здоровье , он работает беспрерывно, отвечая на многочислен ные письма, принимает много посетите лей, редактирует , пишет и т. д. Горький инициатор многочисленных изданий, вы ступлений, он великий пропагандист д о стижений социалистической революции— «достижений воли и разума о с в о б ож д е н ного человека». В 1927 г. Горький писал в очерке «Десять лет»: «Свободный т р у д людей всюду осквернен, изнасилован бессмысленной и цинической экаплоатацией; капиталисти ческая система государства уничтожила наслаждение создавать вещи , сделала труд проклятием, а не свободным выра ж ением творческих сил человека; — эт о известно. В С ою зе Советов люди начи нают работать, сознавая государствен ное значение труда, сознавая, что толь ко труд является прямым и кратчайшим путем к с в о б о д а и культуре.. . труд с о зд а е т не только материальные ценности, » о нечто значительно большее: ув ер ен ность человека в силе с в о ею разума и в своем призв'анжч победить своей ра зумной волей все и всякие сопротивле ния ей». Алексей Максимович всматривался своим проницательным взором во все уголки великого Сою за Советов и в е зд е н аходил в первую очередь людей твор ческой энергии . В ответ на со о бщ ени е о дно го товарища (С. И. Александров) о рабочем катушечной фабрики, и зо б - ревшем в 1928 г. 'машину, увеличиваю щ ую продукцию в 10 раз , Горький п и шет ему в письме.: «Две тысячи лет — и больше, люди указывают д р у г д р у г у на то, как они плохи, а вот я думаю , что п ер а гов о рить о том. как и чем они хороши . Это о с о б ен н о важно для нашей страны, гд е г о д от года является все больш е вели ких маленьких героев . П о этом у человек, который делает вместо . 50 челноков 500 в сутки, — этот человек б ол е е ценный, чем 500 лентяев и дураков . Значит на него и нужно обратить внимание, его -то и сл еду ет похвалить, возвеличить. В ер но? Ну, так вот. Вы, дорогой , коротень ко напишите, где , на какой фабрике ра ботает это т человек и как велико прак тическое значение его усовершенствова ния. И о всяком подобном факте личной инициативы, о всяких маленьких героях труда с ообщ ай те в Госиздат . Рассказами о таких фактах мы с вами буд ет элек- трофицировать трудовую энергию лю дей . Так. .-Наш «главный» лучший учи тель — труд».. . Горький горячо откликнулся на все у сп ехи социалистического труда и свои ми письмами, изданиями, советами он стремился, как сам говорил, ускорить формирование нов о г о социалистического человека. О собенно высоко ценил участие ж ен щины в общ ей работ е на основе подлин ного равенства. «Убеждени е в том, что женщина б у д т о бы п о природе своей ниж е мужчины — .подлый, буржуазный пр едрассудок , хотя его и подд ерживаю т некоторые ученые мудрецы «сильного' пола». Горький во весь ро ст поднимает во прос о критическом усвоении культур ного наследия прошлого, о п ереработк е его на нсвых социалистических оснэ_ вах. Б ор ьбу за культуру он понимает как «б орь б у разумно ч организован ной воли трудовых масс против стихий ных сил природы и против той «сти хийности» в человеке , которая по сущ е ству своему есть ни что иное, как ин стинктивный анархизм личности, воспи танный всякими давлениями на н е е со стороны классового государства». Отвечая интеллигенту Горький пишет:. «Тот, кто искренне хочет понять глубо кий смысл культурно-революционного ' процесса в бывшей России, правильно1 поймет е г о лишь тогда , когда он. по смотрит ла этот процесс именно как. на б о р ь б у за культуру и за творчество , культуры». Обращаясь к интеллигентам Европы Горький пишет, что пролетари ат «единственный законный наследник., культурных богатств человека в то вре мя, как на ваших гла за х капитализм еж едневно и непрерывно ра зруш а ет э т у д ор о гую вам культуру Европы, а своей бесчеловечной , цинической 'политикой в колониях несомненно с о з д а е т армию в р а гов европейской культуры». Чтобы обладать 'богатствами культуры: и переработать их на социалистической основе — н е о бходим о учиться. Вопросу о б ученье , о необходимо сти широкого образования для молодежи , для в зр о с лых, н еоб х о дим о сти овладеть основами наук и высотами техники, Горький п о свящает большое количество своих ста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2