Сибирские огни, 1936, № 4

преграды , отвоевывал с е б е право на существование . 1 I i i Художник Горький не только р а зобла ­ чает капиталистический мир, он неустан ­ н о зав ет к классовой борь б е . Словами ■Фомы Гордеева в одноименном произ­ ведении ом обличает бурж уазию . — «Вы не жизнь строили. Вы помой­ ную яму сделали! Грязищу и д у х о т у р а з ­ вели вы делами своими. Бсть у вас с о ­ весть? Помните вы бога? Пятак ваш бог. А совесть вы прогнали... Куда вы ее прогнали? Кровопийцы! Чуж ой силой живете. Чужими руками работаете ! Сколько н ар од у кровью плакало от ве ­ ликих дел ваших? И в аду вам, своло­ чам, места н ет по заслугам вашим... не в огне , ai и .грязи кипящей варить вас б у д у т . Веками н е и з б у д е т е мучений!» Ненависть Горького действенна, рево ­ люционна , он показывает того , кто в состоянии этот мир видоизменить , пере­ делать . Горький впервые в русской ли­ тературе д а ет в .произведениях «Трое», -«Мать» и «Вра(ги» о бра з рабоч его , не только осознавш его всю мерзость капи­ талистического мира, но и наш едш его вы ход из него , готового к борьб е про ­ тив своих врагов, знающего , что эта •борьба б у д е т очень тяжела и жестока, что много горя впереди у людей , мно­ го еще крови выжмут из них . Рабочего Павла, ставшего на путь революцион­ ной борьбы, эт о совсем не пугает. Он осознал неизбежность этой борьбы и понимает, что самый факт осознания это го является уж е крупнейшим завоева ­ нием рабочего класса. Павел говорит своей матери, что как бы не была тяже ­ л а б орь ба 1 — все жертвы ее, «все горе и кровь моя, малая цена з а то, что уж е есть в груди у меня, в мозгу моем». Это слова радо сти жизни, радости борь ­ бы рабочего , ставшего в ряды больш е ­ виков. Это м ож е т говорить только ра- •бочий-большевик, готовый отдать всю свою жизнь д о .последней капли за д е ­ ло освобождения трудящихся. Горький показывает в повести «Мать», как .происходит развитие рабоч его дви­ жения. Оно из стихийного перерастает в сознательное , организованное , и как по ст еп енно все гл у бж е и гл убж е в с о з ­ нание рабочего внедряется н е о б х о д и ­ мость последовательной и неуклонной революционной (борьбы, невзирая на временные поражения. Рабочий Павел говорит: «Я уж е богат, как зв е зд а лу ­ чами, — я все снесу , все вытерплю, — потому что есть во мне радость , кото ­ р ой никто, 'ничто никогда не убьет» . В э т о й радости огромная сила сознания правоты веры в .победу. Эта сила орга ­ низованных рабочих-большевиков . Когда П ав ел был посажан в тюрьму, он, н е ­ смотря на пор аж ени е в борьбе , остается уверенным в бли зо сти победы . О бращ а ­ юсь к судьям , он говорит — «Наши ло ­ з ун ги просты — долой частную соб ­ ственность , все средства производства — я а р о д у , вся власть народу , труд о бя за ­ телен для всех. Вы видите, мы не бун­ товщики. Мы революционеры и будем таковыми д о поры, пока одни только командуют, други е — только работают. Мы Стоим против общества , интересы которого Вам приказано защищать , как непримиримые враги его) и ваши, и при­ мирение м еж д у нами н ево зможн о до по­ ры, пока мы н е победим . Победим мы, рабочие . Ваши доверители совсем не так сильны, как »м кажется». Он говорит на с у д е четко, ясно и сме­ ло и бьет п о врагу в упор. Павел не один . Такие, как он , сражались на бар­ рикадах во время декабрь ского ноору- ж енного восстания в Москве, вовлекая в революционную б ор ь б у маскгы. Горький дал нам незабываемый о бра з матери революционера , показал посте­ пенное превращение темной, забитой женщины в революционного бойца за социализм. На демонстрации под нагай­ ками казаков и пулями жандармов мать революционера , напрягая все си­ лы, обращается к массе — «Собирай, народ , силы свои в единую силу». Этот лозунг (матери звал миллионы пролета ­ риев к б ор ь б е и тогда , когда востор­ жествовала реакция. Не отказ от борь ­ бы, а продолжение ее, не ликвидация революционной партии , а гл у б ок о е п о д ­ полье. Вот лозунги , за которые б о р о ­ лись герои Горького, которые Горький защищал. Меньшевики, отрицавшие н е о б х о д и ­ мость революционной борьбы , ополчи­ лись против Горького, пытались опоро ­ чить прои зведение «Мать», искали в нем худож еств енн о слабые стороны. И зв е ­ стно отрицательное отношение Плехано ­ ва к этой повёсти именно потому, что она напоминала, она звала к пр о д о лж е ­ нию борьбы. Говоря о Горьком, как о х уд о жни ке чпролетар и е , прекрасно вла­ деющим великим, богатым и могучим русским языком, Плеханов считает, что романом «Мать» Горький показал, что «для проповедника в зглядов Маркса он совершенно не годится , так как взгля­ дов Маркса он совершенно не понима­ ет». Верно , Горький н е примирился с меньшевистским искажением марк!совой теории. Горький показывал рабочих большевиков, претворявших дело Марк­ са в жизнь , не отступавших , как жал­ кие трусы, п е р е д жандармской пулей и интеллигентским 'хныканием. Ленин высоко оценил прои зведение «Мать», как очень своевременное имен­ но в т о т п ери о д и благодарил Алексея Максимовича, з а то, что он «поспешил» дать такую работу . В рабочем движ е ­ нии т о гд а было ещ е много элементов стихийности и яркий показ сознательно ­ сти и организованности рабочего д ей ­ ствовал мобилизующ е на широчайшие пролетарские массы. Общеизвестно , ка­ кой популярностью пользовался Горький среди рабочих . Книги Горького зачи­ тывались д о дьгр, собирали деньги в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2