Сибирские огни, 1936, № 4

ла его слова в правдивости ,,'в глубокой простоте и внутренней убежденности . Сила е ю ib там, что юн оисатель -бореп , сам активный 'участник великой борьбы за д ел о социализма, за п о б е д у мировой революции. Он .активно помогал нашей партии всем, чем мог, — личным уча ­ стием, материально, устройством типо­ графий, организацией транспорта лите­ ратуры, организацией квартир, явок. Он писал 'прокламации, помогал другим пи­ сать и всегда заботился о ясности, ч ет ­ кости, конкретности изложения. В са ­ мые тяжелые времена его прокламации отличались бодростью духа , уверенно­ стью в п о б е д е дела революции. Горыкий — великий писатель эпохи пролетарской революции . На заре рево ­ люции Горький был уверен, что «скоро грянет буря» и, как пророк победы р е ­ волюции, он со всей 'страстностью б ор ­ ца 'Провозглашает на весь мир: «Пусть ■ сильнее грянет буря !» Он знает, что она б у д ет грозной , что б ор ь б а будет жестокой . Он знает, что оща потребует жертв, храбрости , пре ­ данности д ел у революции. Всем идущим в б ой он по ет словами сокола: «безум ­ ству храбрых поем мы -славу, безумство храбрых »— вот1 мудрость жизни». Обра ­ щаясь к / п а в ш е м у в бою товарищу, он поет: «в борьбе с врагами истек ты кровью, но б у д ет время и капли крови твоей горячей, как искры вспыхнут зо мраке жизни и :много смелых 'сердец за ­ ж гут безумной ж аж дой свободы , света». Ц арское правительство быстро почуя­ ло в Горьком растущую силу и, пытаясь обезвредить , неоднократно сажало его в тюрьмы. Но писатель Горький не пере ­ ставал быть борцом и всякий раз , вы­ х о дя и з тюрьмы, он снова возвращает-, ся к революционной работе . Общеизвестна его роль в 1905 г. В прокламации о «Кровавом воскре- сеньи» он призывает к «немедленной, дружной и упорной б орь б е с сам од ер ­ жавием». Он является одним из бргани- заторов рабочей газеты «Новая Жизнь». Он бичует царских опричников, р а зо бл а ­ чает пр ед ателЫ стВ 'О либеральной б у рж у а ­ зии и трусость б у рж у а зн ой интеллиген­ ции, в страхе отступившей п е р е д рево ­ люцией, когда стала ясна перспектива ее перерастания в революцию социали­ стическую. Революционная страстность борца, преданность делу социализма — отличительная черта Горького на протя ­ жении всей его жизни. Произведения Горького д аю т большие полотна российской действительности, показывают разные стороны ее социаль­ ной структуры. В них п р о х о д я т все б о ­ рющиеся силы за и против нарастающе ­ го революционного под ’ема. Каждый портрет Горького является типичным для представляемой им среды . В одном человеке Горький о б общ а ет целые со ­ циальные слои, в одном факте пок а зы ­ вает глубокие явления общественной жизни* Главная тема Горького — р а з о б ­ лачение капитализма, борьба; за со зд а ­ ние ново г о общества. П оказ звериной 1 жестокости капитализма является основ­ ным мотивом его творчества Он прони­ кает в нутро, разоблачает , ненавидит ка. питалИстичеУкий мир, е г о прир о д у , о б ­ ман, ложь , угнетение , акешгоатацию. «Городок Окуров» — нарицательное имя жадности^ пошлости , жалкой д у х о в ­ ной нищеты грязного болота мещзя и обывателей. Рисуя этот типичный гор о ­ док Российской империи, его жителей , показывая бе звыходность их положения , Горький вызывает отвращение к этому мещанскому болоту и стремление пере ­ воротить это т г о р о д ок вверх дном . Д и ­ кой является для нас теперь горьков­ ская картина прошлого русских горо ­ дов. «Город имеет форму нам о гильно го креста: в конце женский монастырь и кладбище... — П о зади у нас леса. Впереди — болото. Господи! Помилуй на с ! Жить нам — неохота . Скушно, тесно, голодно — Никакой отрады* Многие живут лет с т о — л - А — зачем их н а д о ? Может , было б веселей , Кабы вдоволь пищи... Ну, А так — живи скорей . Да и на кладбище! Н а улицу к миру выходили не для т о ­ го, чтобы поделиться с ними своими мыслями, а чтобы урвать ч ужое , схва ­ тить его и, принеся домой , истереть, из­ мельчить в голове, м еж ду привычными, тяжелыми мыслями о б уднях , которые медленно тянутся из года в год ; каж ­ дый обывательский дом был темницей , где пойманное новое долго томилось в тесном и темном плену , а потом о б е с си ­ ленное тихо умирало, ничего н е р ож ­ дая». Эти города ушли в далекое прошлое вместе с капиталистическим гнетом. Ня их -месте трудящиеся нашей социали­ стической родины строят новые ю р о д а , в которых кипит творческая работа , в которых живут люди, научившиеся лю ­ бить и ценить жизнь- В произведении «Д ело Артамоновых» Горький оставил нам н е тольк о описа ­ ние истории трех поколений одн ой ку­ печеской семьи. Это больш ое полотно" истории -развития и гибели русской бур ­ жуазии . В «Климе Сампин'е» Горький по ­ казал миру всю трусость м елкобурж уаз ­ ной интеллигенции, готовой признать и предать в с ех и вся во имя св о ег о с п о ­ койствия. Самгин готов пом ечтать э пе ­ ред елке жизни, готов пог оворить о борь б е , но не бороться . Э то противоре ­ чит всему его существу . «Детство», «В людях», «Мои универси­ теты» — эпопея жи зн енного п ути Г 1 >рь- кого, пути, на котором з з г о р с огром­ ным напряжением воли, пр еодол евая все

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2