Сибирские огни, 1936, № 2

рю» ученик 6-го класса пишет: «В этой книге описывается поход цо северному морю, природа, климатические условия. Мне в этой книжке особенно понравил­ ся поход Травина. Он был закаленный и вольный. Где не могли проходить экс­ педиции, он все преодолел. Эта книга мне понравилась...». Совершенно естественно, что ребенка привлекла героика этой части книги В. А. Итина. В книге Обручева «Земля Санникова» другой юный рецензент подмечает, чго «наружность, характер и особенности людей плохо удались Обручеву: рус­ ских путешественников друг от друга можно отличить только по именам, он- килоны очень похожи на героев Купера и Майн Рида». Книги Итина, Коптелова и других пи­ сателей «для взрослых» «е застаивают­ ся на толках детских библиотек. Нужно обсудить «Выход к морю» и «Великое кочевье» в детской аудитории. Такой опыт со своими произведениями уже проделали т.т. Гайлит, Баранов и дру­ гие писателр. Об огромной зарядке, которую дает писателям детская аудитория,, говорил и тов. Пушкарев. В своем выступлении он также остановился на отсутствии добро­ качественной критики. Достаточно убе­ дительным в этом отношении является приведенный тов. Пушкаревым пример с «критиком» из критико-библиографи­ ческого Института (КБИ), который по­ требовал превратить повесть К. Гайлит «Крылья» 'о семье и школе в техниче­ ское пособие по авиомоделизму. Тов. Пушкарев отметил также невни­ мание к детской литературе и «детским писателям со стороны ряда организаций (в том числе КрайОНО, ОГИЗ). О задачах, стоящих перед детскими писателями, о кадрах и о необходимо­ сти помощи им говорила писательница К. Г айлит. М. Кравков остановился на вопросах новой тематики и на методах разработ­ ки сюжета. На погрешности языка в произведе­ ниях отдельных наших детских писате­ лей, в частности, в альманахе «Юность», на натурализм вплоть до протоколизма, на большую сухость и неувлекатель- ность указал тов. Вегман. В прениях по докладу тов. И. Гольд­ берга выступили также т.т. Итин, Куд­ рявцев, Кожевников, Прожогин и ДР- С большой речью на совещании вы­ ступил первый секретарь Крайкома ВЛКСМ тов. Пантюхов. Западно-Сибирский комсомол до сих пор уделял недостаточно внимания на­ шей краевой детской литературе и дет­ ской секции Союза писателей, сказал тов. Пантюхов. Докладчик несколько смягчает оценку работы нашего края в этой области, когда говорит, что она стоит «не на уровне*. Надо со всей большевистской прямотой сказать, что работали плохо. Наша детская книга не отражает изменение лица нашего края и всей страны в целом, не показывает новые качества в новом человеке, не помогает создавать эти новые качества. Положение с детской литературой у нас в крае хуже, чем вообще в Союзе. При таком состоянии дела вся эта ра­ бота передается комсомолу. Это боль­ шая и почетная работа. Не первый раз ленинскому комсомолу поручается реше­ ние больших, ответственных задач. Мы справимся и с этим. Почему до оих пор давали плохие книги? Основная беда в том, что дет­ ская литература являлась пасынком и у издательства, и у ССП, а У торгующих организаций и в библиотеках это остро­ дефицитный товар. Издательство имеет власть издавать или не издавать. Издательство — госу­ дарственная организация — оно отвеча­ ет за книгу. Достаточного чувства от­ ветственности у издательства не было. Вопросы материального обеспечения авторов играют тоже значительную роль. С детской книгой мытарств больше, а платят за нее меньше. Надо этот уча­ сток работы финансировать больше. По допросу о кадрах тов. Памтюхов, подчеркнув еще раз всю трудность и ответственность, но вместе с тем и по­ четность работы для детей, указал, что все лучшее надо отдать детям и лучшую бумагу, и лучшие рисунки, и, наконец, лучшие писатели должмы писать для детей. Книжка должна оформлять миро­ созерцание детей, воспитывать их, а бы­ вает так, что приходится выправлять ошибки, которые книги вносят в дет­ ские головы. Детская среда очень многогранна и восприимчива. Лозунг «все писатели — в детскую литературу» не верен. Мы прямо говорим — не каждый писатель может быть в числе этих почетных лю­ дей. Надо начинать с проверенных кад­ ров, хотя бы и небольшой группы. Когда говорят о тематике, особенно фантазировать не приходится. Перед на­ ми стоит конкретная историческая те­ матика — показ прошлого, настоящего и взгляд в будущее... Все это можно прекрасно сделать на материале нашего края. Перед писателями стоит почетная за­ дача: средствами художественного воз­ действия, ярким, красочным словом по­ могать комсомолу в коммунистическом воспитании д«тей... Выступление т. Пантюхова с исчерпы­ вающей полнотой и конкретностью об­ рисовало задачи, стоящие перед писате­ лями края в. области детской литерату­ ры. Совещание длилось два дня — 20 и 21 марта. А. Гиршликович. Сиб огни ЗА 2. \W г. 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2