Сибирские огни, 1936, № 2
селены. И это население — плавающее, по приемуществу,— увидено и дано ав тором в движении, в постоянной борьбе, в преодолении. Скупо и четко выписывает он наших, советских людей моря: капитанов, меха ников, летчиков. У Итина они — как хор в греческой трагедии, сопутствуя всем перипетиям судьбы главного героя (а герой Итина — Северный морской путь), радуются его радостями и печа лятся его печалями. Наиболее цельные и активные из них сами творят судьбу ве ликого кругоазиатского пути, и роль их сливается с ролью героя. Северный путь — это они, его неутомимые прола гатели. Моря Вивиана Итина— не просто мощ ные скопления соленой арктической во ды, не об’ект для пассивного любова ния, не полотно для цветистой акмеисти ческой выщивки. Его море — огромный плацдарм, на котором сталкиваются бо рющиеся миры, поле битв; поле, которое отвоевывают и осваивают пионеры со- / циализма, его люди. К этим людям по праву перешла по четная «голубая лента» морской роман тики, утраченная некогда славными мо реходцами прошлых веков. Таков капитан Миловзоров, в 1923 го ду привезший на своем пароходе в Нижнеколымск отряд красноармейцев, покончивших с последним прибежищем белых авантюристов на берегу Тихого океана. Таков Сергиевский, добравшийся до Владивостока с острова Айона на про битом льдами корабле, из трюма которо го всю дорогу вычерпывали воду керо синовой бочкой с самодельным клапа ном. Таковы многие другие действующие лица истории Советской Арктики и пер сонажи «Выхода к морю». Таков и Глеб Травин, герой велоси педного пробега вдоль северных бере гов Азии и вставного очерка книги Итина, очерка о том, как впервые Се верным путем в одну навигацию про шел... велосипедист. Итин видит море сквозь волю и харак тер человека. III Но человек в «Выходе к морю» от нюдь не заслоняет собою пейзаж. Автор знает и любит северную природу, все гда, впрочем, оживленную присутствием человека. В «Выходе к морю» нет от шельнического любования снеговыми, водяными и тундровыми пустынями. Люди и природа в книге Итина трак туются слитно и неразрывно, в прекрас ном, гармоническом единстве. Это позволяет ему достигать значи тельных высот очеркистского мастер ства, пределов подлинно реалистического описания севера, пленительного и глу бокого лаконизма. Многих страниц вялых описаний сто ит, например, такой отрывок, — по су ществу, целый сценарий очерка-поэмы о Севере: «Полярный круг на широком плесе у Обдорска, отмеченный тоскливым пло ским мыском. Вывеска Госторга nai 06- дорской улице: Госторг покупает — Гос- торг продает. Кондовая архитектура, жирная рыба, новый лесопильный завод, зырянские девушки, одетые в платья прошлого века, простой и прекрасный орнамент меховой обуви, сукно поль- веронез с бильярдного стола на. ненце и неизменный первый вопрос: «Пирту нет?» Обское бурное коричневое море. Сизые туманы над тундрой. Земля,, на которую хочется упасть и прижаться к ней лицом,— дарящая освежающую про хладу ягод. Красная брусника, оранже вая морошка, бархатный мох — тундра... Чумы, северные олени, белые лайки, пой манные песцы, мольбища, могильники и поразительные лица туземцев. Возвраще ние в толчее острых волн. Мели. Ледя ная вода до пояса. Водяные ухабы, греб ни, брызги, туман. . На волне неподвиж ные, как лошади на коновязи, вороные лихтера...». И когда читаешь так описанную све жую красоту севера, думаешь, что не далеки годы, когда среди равнин и вод ных просторов богатого Приполярья вы растут города и поселятся миллионные массивы счастливого человечества. Север будут называть прекрасным и благодатным. Страшно только то, что загадочно и неисследовано. В средние века Альпы называли ужасными. Теперь Альпы — это тучные горные пастбища, молочные итада, электроэнергия могучих водопа дов и прославленные климатические станции — курорты. И совсем еще не давно — всего две сотни лет назад — всесветный бродяга, непоседливый пури танский ханжа Робинзон Крузо отстре ливался от волчьих стай на юге Фран ции. Тогда там тоже было «сурово . и дико». Тема Итина — борьба за освоение со ветского севера — достойна той боль шой, страстной и сдержанной лирики, которой пронизаны лучшие страницы его книги. В этом сочетании лирики и страсти, лирики и воли его сила. В этом, думает ся нам, — ведущая ось дальнейшего раз вития и роста автора «Выхода к морю». IV Но рядом — в известном ладу — с лирикой на страницах «Выхода к морю» живет лоция. Это совсем неплохо. Если, вообще, верно положение, что «искусство, способное обогащать чело века, всегда опиралось на точное зна ние», то в особенности бесспорно оно в применении к очерку. Очеркист не может «е поверять «ал геброй гармонию».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2