Сибирские огни, 1936, № 2
тал поэт, они с большой любовью чита ют стихи Маяковского: .... и жизнь хороша, И жить хорошо... ... Радуюсь я— это мой труд вливается в труд моей Республики! ... Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости! Славьте, молот и стих, землю молодости! Глубоко прав наш любимый вождь то варищ Сталин, давший самую прекрас ную оценку поэту: — «Маяковский был и остается луч шим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям •— пре ступление». И верно — возьмешь в руки томик стихов Маяковского, прочтешь одно сти хотворение, другое и так увлечешься, что прочтешь все — и поэму «Ленин», и «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», и поэ му «Хорошо», и «Стихи о советском паспорте» и «Во весь голос» и мно гое, .многое другое — волнующее, стра стное и неувядаемое в своей силе и красоте. И вновь встает перед глазами образ поэта, читающего стихи на пло щади, образ Маяковского — лучшего поэта советской эпохи. А. Высоцкий. Лирика, лоция и воля (О книге В. Итина , Выход к морю”) I На борту «Лейтенанта Шмидта», от плывая из Владивостока в трудный ко лымский рейс, автор перечитывает Гон чарова. Сквозь бурю событий мчится 1931 год. Великая страна, «расположенная у бере гов Ледовитого океана», меняет свой об лик. «Лейтенант Шмидт» везет на себе советскую власть для двух новых север ных районов. Вопрос об увеличении ско рости парохода на 2— 3 узла обсуждает ся на партийном собрании. Справа иа траверзе — берега Японии. Советские моряки настороженно поглядывают на далекие янтарные огни чужого берега. «...Фрегат Паллада»... Под сонный шелест парусов неторо пливо скользит по голубым морям уста релая, даже для своей эпохи, скрипучая деревянная посудина, осененная андре евским флагом,— 'пловучий сколок кре постной «Расеи», ограниченное фор- и яхтер-штеэнями поместье Ильи Ильича Обломова. Холодноватым, дремотным, чуть-чуть испуганным «созерцательским» взором глядит Гончаров «а вспененные валы, на пальмы и пагоды, на пушки винтовых английских кораблей. И нет-нет, да про глянет в блестящих строках классиче ской книги путевых очерков бесстраст ное «словесное плетение» санкт-петер бургских департаментских канцелярий. Под рокот борющейся за узлы, под стегиваемой соревнованием пароходной машины,- советский автор читает «Палла- ду» «...с улыбкой, с удивлением, а по рой с каким-то отдаленным ужасом». Читает и отмечает в своам дневнике: «...это редкое в русской художествен ной литературе описание большого пла вания написано мыслящим Обломовым. Неудивительно, что (море осталось для него чужим и чуждым... II Море! «Для меня, жителя Западной Сибири, самого центра; Евразии, каждый выход в море — и событие и наслаждение. Это так прекрасно, как если бы предста вить, — все наши таежные тропы, бомы, проселки, тракты разом превратились в бетонированные и асфальтовые шоссе»... Два мира, два способа жить и мыслить Глядят друг на друга в уютной капи танской каюте на верхней палубе «Лейте нанта Шмидта»: мир класса Обломовых, класса, сброшенного с исторических сче тов далеко не обломовским русским на родом — и мир нетерпеливых и страст ных людей, перестраивающих «таежные тропы» в «асфальтовые шоссе». Каждой строкой своих путевых запи сей Итин борется и приглашает бороть ся своего читателя. Он борется за мощ ные, легко преодолевающие льды, совет ские полярные корабли, за оборудован ный, как проспект, идеально судоходный великий северный кругоаэиатский вод ный путь, за большевистскую перестрой ку необ’ятного нашего Заполярья. На безлюдных мысах и сопках, среди коричнево-голубой тундры, по берегам исполинских сибирских рек он уже ви дит четкие полукружья волнорезов, жу <?иб огни 2 . 1ЧГЧ г. 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2