Сибирские огни, 1936, № 2
Другое большое зло в детской лите ратуре — натурализм, как безыдейное отображение действительности. Я про смотрела сибирские книжки для детей н вижу, что в большинстве их идейного содержания нет. Тов. Гинцель, например, изображает 'Природу заманчиво, ребята зачитываются его книгами, но что они получают? Разве видно, что книги Гин- целя написаны в Советском Союзе? Раз ве ведем на фоне природы человек—о с новной «предмет искусства»? Этого нет. Другой детский писатель — Мрачков- ский — написал неплохой раюсказ «Чер ный город», « о , показывая своим чита телям советскую шахту, он забыл о че ловеке, потерял его, а ребят, действую щих в рассказе, сделал каким-то придат ком к конвейеру. Не безгрешна и я са ма: в первой редакции (Моей повести «На большом пороге» были такие сло вечки, каких сейчас и повторить нельзя. Несколько слов о редакторах. Редак тор — коммунист, он долж,ен быть на голову выше писателя, должен помогать автору отражать в произведениях вели кие идеи и дела партии, чтобы вицно было, что книга написана именно в С о ветском Союзе, а не в буржуазной стра не. Редакторы виноваты и в том, что У нас, в детской литературе, выпали две огромные темы: смех и любовь. Наши подростки иногда увлекаются Вертин ским, цыганщиной, сентиментальными стишками. Почему? Потому что мы не даем им хороших книг о любви, кото рые помогли бы подросткам направить свое чувство по правильному руслу. Дет ские писатели пытаются поднять эту те му, (но как только р е д а к т о р увидит сло во «любовь» — вычеркивает его, дескать, «сексуальные эмоции». Такая чрезмерная педантичность и близорукость редакто ра и вредна, и недопустима. То же и в отношении смеха. О себе говорю мало, так как написала мало, но я добиваюсь и буду добивать ся того, чтобы после мсих книг ребятам было над чем поразмыслить, чтобы они пережили сильные благотворные чувст ва. Только тогда я смогу считать себя советской писательницей для детей. В. Вегман. — В итоге этой знамена тельной дискуссии приходится сталки ваться с вопросом: что же сталось с на шей литературой? До сих пор полага ли, что она высока и полноценна, она— самая передовая в мире. Некоторые ду мают, что теперь происходят какая-то переоценка. Коренной переоценки конеч но, никакой не происходит, наша совет ская литература продолжает оставаться самой лучшей в м и р е . Н о проверка п о казала, что она заражена кое-какими от. рицательными моментами, смазывающими метод социалистического реализма. В состав Союза писателей входят и старые писатели, над которыми довлеют влия ния прошлого, входит и молодежь, ко торая еще не успела усвоить культуру «слова. Работники искусства и литера туры отстают от жизни. Страна подня лась в культурном отношении очень вы соко и пред’являет искусству сиои тре бования: отображать наших людей, ге роику строительства, вдохновлять к даль нейшей борьбе. А как отображается с о циалистическое строительство! Сибири в нашей краевой литературе? Серо, блед но, монотонно. Нечеткий сюжет, поверх ностное освещение, многословные разго воры, отсутствие художественного по каза. Произведения сдаются в печать то ропливо, недоработанными, иной раз сам автор считает вещь неполноценной и все- т а к и дает в печать. Тут нет уважения ни к себе, ни к литературе, и главное, нет уважения к читателю. Неудачные «Трубоклады» почему-то переделаны в пьесу. В сборнике «Третье звено», вме сто пафоса работы Кемеровского заво да, фетишизация машин, технология. «Песни Алтая» Ерошина — ни е какой степени не алтайский фольклор, книжка безыдейная и беасюжетная, и если она разошлась — так только потому, что у нас книжный голод и мавиаки идут на расхват. А автор возомнил, его самолю бование доходит до самообмана. Удивил меня вчера т. Ошаров, выступавший с исключительной искренностью. Первую часть своего романа он писал в тяже лых условиях и тем не менее вышло х о рошо. А сейчас, при несравнимо лучших условиях, ему как-то ие пишется. Ч т о это такое? Если есть какие-то ненуж ные настроения — надо с ними бороться и надо писать. Время не ждет. «Боль шой аргиш» — значительное произведе ние и необходимо его закончить. Наша дискуссия имеет большое политическое значение, за « е ю с л е д и т в с я наша п ар тийная и советская общественность. Это нас обязывает ко многому. Большое внимание уделяет дискуссии и «Совет ская Сибирь», это залог того, что «Сов. Сибирь» и впредь будет помогать пи сательской среде вырабатывать свое ми ровоззрение и создавать полноценные произведения. С заключительным словом выступил тов. Итин. — Наше собрамие,—сказал тов. Итин,— несомненно, будет иметь крупнейшее о з доровляющее значение. Большинство вы ступлений, которые здесь были, свиде тельствуют о большой оторванности от реальной жизни и о низком культурном уровне нашей писательской среды. Кри тику часто 'сводили к мелочам, а часть товарищей обнаружила, что они даже не читали статей «Правды» и не пони мают сущности формализма и натура лизма. Плохо было с самокритикой. Ру гали формализм и недооценивали значе ния формы. Произведение, наполненное большим содержанием, должно иметь и соответствующую форму. Советский народ требует от нас хороших произ ведений и мы их обязаны дать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2