Сибирские огни, 1936, № 2
я чувствую, читая эту сцену, какое-то лирическое, теплое, почти оправдываю щее отношение к Колчаку, как к несчаст ному человеку, потерпевшему крах в своих лучших чувствах. А ведь больше вистская идейность предусматривает классовую ненависть к Колчаку и кол чаковщине. Я считаю, что вопрос об идейной вооруженности самих авторов крайне важен и на него надо обратить особое внимание. Если бы в этом отно шении у нас дело обстояло более бла гополучно, то настоящая дискуссия про ходила бы на более высоком идейном уровне. Необходимо выше поднять со знание ответственности писателя за свою работу. Данная дискуссия — только на чало действительной борьбы за качество работы наших писательских кадров. Ду маю, что писатели найдут в ,ce6e силы и для борьбы, и для победы. I IV В последний вечер дискуссии с боль шой речью выступил тов. Н. Кудрявцев, начавший свою речь с указания на не достаточное развертывание самокритики у т. Вяткина и у некоторых других ав торов. Переходя к собственному творче ству, т. Кудрявцев сказал: — В одном из своих критических об зоров литературы в Сибири В. Я. З а зубрин выразилкя обо мне так: «Дубняк весь черен». (Дубняк — это мой бывший псевдоним). Тогда эта оценка прозвучала как поощрение — так она и была вос принята мною. Впоследствии же склон ность к восприятию и отражению преж^ де всего теневых явлений действительно сти (например, в ранней моей повести •«Зеленая т о п ь » ) , неумение разобраться в них сделалось одним из моих «узких мест». С этий навыком мне пришлось вести ожесточенную борьбу, но, очевид но, какие-то остатки его сказались и на последующих вещах, написанных уже на индустриальную тему, и вызвЗли ту сниженность тона, о которой справедли во говорилось здесь. — Мне, как и другим, не хватало ли тературного образования. Ассоциация пролетарских писателей не могла этого дать. Редакторы зачастую относились ко мне снисходительно, печатали недоделан ные вещи, даже хвалили, не воспитыва ли необходимой требовательности к се бе. Главный недостаток моих «Трубокла дов» — это прежде всего недостаток с о держания: внимание направлено ве на положительных героев, а на образы от рицательные, на людей, скатывающихся вниз. Мне хотелось показать, как клас совый враг, используя личные отноше ния между людьми, разлагает рабочую среду. Замысел не плохой, но я с нии не справился. — Метод социалистического реализ ма, — говорит т. Кудрявцев, — не был нами хорошо усвоен. Ведь он не толь ко требует правдоподобия, необходимо вскрытие сущности явлений, высокая идейность, партийный подход к явле ниям, партийная оценка вещей. Что ка сается дальнейшего нашего пути, то этот путь длительной- учебы и работы. И пусть то оживление в творческой и общественной работе, которое пережива. ет союз писателей, поможет Западной Сибири успешно участвовать в общем наступательном движении советской ли тературы. А. Герман. В высказываниях на этой дискуссии часть писателей проявила се бя очень нехорошо, в частности, т. Е р о шин: мелочность, придирчивость, озлоб ленность. Мало уважения к себе и к друг другу, мало культурности. А вот недавно я читала высказывания Николая Островского, этого героя-писателя, — по его словам, писатель — это человек с большой буквы, это боец, учитель, три бун. На Островского нам и следовало бы равняться. О себе: пишу с 1928 го да, написала немного, напечата/но три- четыре рассказа и столько же очерков. Недовольна редакторами: бывший редак тор Зап. СибОГИЗ’а Облонский держал рукопись рассказа больше года и не соизволил сделать мне ни одного указа ния. Другой редактор — Суворов — по поводу другого рассказа отделался реп ликой: нам об одиночках не нужно, пи шите о коллективе. Легче работать с ре дактором Гольдбергом: он дает дельные указания. Теперь постараюсь писать са мым простым языком. Е. Березницкий. Кое-что в предыду щих выступлениях прозвучало диссонан. сом. С одной (стороны, Ошаров, требо вательный к себе, который не щадит де сятка страниц, для того чтобы выкри сталлизовалось одно чистое, прозрачное, с л о в о . С другой стороны — тов. Изон ги, которая, обидевшись, заявляет, что писательская среда настроена против нее. Тут явно нездоровое отношение к критике. Дальше. У меня есть основа ния предполагать, что екть товарищи, склонные понимать борьбу с формализ мом, как право писать упрощенно. Ника, кое упрощенчество недопустимо. Вся поэтическая культура, вся работа масте ров стиха должны быть учтены и ис пользованы. Стихотворная техника ни в малейшей степени не должна ослабевать, необходимо ее еще больше культивиро вать. Я работаю сейчас над двумя боль шими вещами: над поэмой о Пушкине и над большой детской (сказкой. Должен сознаться, что к сказке я отнесся не сколько небрежно, но детская секция писателей указала мне, что так нельзя, и я стал работать над сказкой серьез нее. Настоящая же дискуссия подейство вала на меня так, что сейчас ряд своих законченных вещей я переделаю заново, а за некоторые старые свои стихи мне сейчас стыдно. И. Мухачев. Исполнилось 12 лет, как я начал писать стихи. За эти же 12 лет научился грамоте, познакомился с рус ской литературой, отчасти с иностран ной. Первые свои стихотворения, в том
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2