Сибирские огни, 1936, № 2

я чувствую, читая эту сцену, какое-то лирическое, теплое, почти оправдываю­ щее отношение к Колчаку, как к несчаст­ ному человеку, потерпевшему крах в своих лучших чувствах. А ведь больше­ вистская идейность предусматривает классовую ненависть к Колчаку и кол­ чаковщине. Я считаю, что вопрос об идейной вооруженности самих авторов крайне важен и на него надо обратить особое внимание. Если бы в этом отно­ шении у нас дело обстояло более бла­ гополучно, то настоящая дискуссия про­ ходила бы на более высоком идейном уровне. Необходимо выше поднять со ­ знание ответственности писателя за свою работу. Данная дискуссия — только на­ чало действительной борьбы за качество работы наших писательских кадров. Ду­ маю, что писатели найдут в ,ce6e силы и для борьбы, и для победы. I IV В последний вечер дискуссии с боль­ шой речью выступил тов. Н. Кудрявцев, начавший свою речь с указания на не­ достаточное развертывание самокритики у т. Вяткина и у некоторых других ав­ торов. Переходя к собственному творче­ ству, т. Кудрявцев сказал: — В одном из своих критических об­ зоров литературы в Сибири В. Я. З а ­ зубрин выразилкя обо мне так: «Дубняк весь черен». (Дубняк — это мой бывший псевдоним). Тогда эта оценка прозвучала как поощрение — так она и была вос­ принята мною. Впоследствии же склон­ ность к восприятию и отражению преж^ де всего теневых явлений действительно­ сти (например, в ранней моей повести •«Зеленая т о п ь » ) , неумение разобраться в них сделалось одним из моих «узких мест». С этий навыком мне пришлось вести ожесточенную борьбу, но, очевид­ но, какие-то остатки его сказались и на последующих вещах, написанных уже на индустриальную тему, и вызвЗли ту сниженность тона, о которой справедли­ во говорилось здесь. — Мне, как и другим, не хватало ли­ тературного образования. Ассоциация пролетарских писателей не могла этого дать. Редакторы зачастую относились ко мне снисходительно, печатали недоделан­ ные вещи, даже хвалили, не воспитыва­ ли необходимой требовательности к се­ бе. Главный недостаток моих «Трубокла­ дов» — это прежде всего недостаток с о ­ держания: внимание направлено ве на положительных героев, а на образы от­ рицательные, на людей, скатывающихся вниз. Мне хотелось показать, как клас­ совый враг, используя личные отноше­ ния между людьми, разлагает рабочую среду. Замысел не плохой, но я с нии не справился. — Метод социалистического реализ­ ма, — говорит т. Кудрявцев, — не был нами хорошо усвоен. Ведь он не толь­ ко требует правдоподобия, необходимо вскрытие сущности явлений, высокая идейность, партийный подход к явле­ ниям, партийная оценка вещей. Что ка­ сается дальнейшего нашего пути, то этот путь длительной- учебы и работы. И пусть то оживление в творческой и общественной работе, которое пережива. ет союз писателей, поможет Западной Сибири успешно участвовать в общем наступательном движении советской ли­ тературы. А. Герман. В высказываниях на этой дискуссии часть писателей проявила се­ бя очень нехорошо, в частности, т. Е р о ­ шин: мелочность, придирчивость, озлоб­ ленность. Мало уважения к себе и к друг другу, мало культурности. А вот недавно я читала высказывания Николая Островского, этого героя-писателя, — по его словам, писатель — это человек с большой буквы, это боец, учитель, три­ бун. На Островского нам и следовало бы равняться. О себе: пишу с 1928 го­ да, написала немного, напечата/но три- четыре рассказа и столько же очерков. Недовольна редакторами: бывший редак­ тор Зап. СибОГИЗ’а Облонский держал рукопись рассказа больше года и не соизволил сделать мне ни одного указа­ ния. Другой редактор — Суворов — по поводу другого рассказа отделался реп­ ликой: нам об одиночках не нужно, пи­ шите о коллективе. Легче работать с ре­ дактором Гольдбергом: он дает дельные указания. Теперь постараюсь писать са ­ мым простым языком. Е. Березницкий. Кое-что в предыду­ щих выступлениях прозвучало диссонан. сом. С одной (стороны, Ошаров, требо­ вательный к себе, который не щадит де­ сятка страниц, для того чтобы выкри­ сталлизовалось одно чистое, прозрачное, с л о в о . С другой стороны — тов. Изон­ ги, которая, обидевшись, заявляет, что писательская среда настроена против нее. Тут явно нездоровое отношение к критике. Дальше. У меня есть основа­ ния предполагать, что екть товарищи, склонные понимать борьбу с формализ­ мом, как право писать упрощенно. Ника, кое упрощенчество недопустимо. Вся поэтическая культура, вся работа масте­ ров стиха должны быть учтены и ис­ пользованы. Стихотворная техника ни в малейшей степени не должна ослабевать, необходимо ее еще больше культивиро­ вать. Я работаю сейчас над двумя боль­ шими вещами: над поэмой о Пушкине и над большой детской (сказкой. Должен сознаться, что к сказке я отнесся не­ сколько небрежно, но детская секция писателей указала мне, что так нельзя, и я стал работать над сказкой серьез­ нее. Настоящая же дискуссия подейство­ вала на меня так, что сейчас ряд своих законченных вещей я переделаю заново, а за некоторые старые свои стихи мне сейчас стыдно. И. Мухачев. Исполнилось 12 лет, как я начал писать стихи. За эти же 12 лет научился грамоте, познакомился с рус­ ской литературой, отчасти с иностран­ ной. Первые свои стихотворения, в том

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2