Сибирские огни, 1936, № 2
гнулось». С этим «ало бороться не ме нее жестоко, чем с формализмом и на турализмом. Никакой 'скидки на мало грамотность и невежество писателя быть не может. Читая такие книжки, неволь но спрашиваешь себя: «А где были ре дакторы?» Редактор должен решать во прос о вещи не на основе приятельских отношений с писателями, он должен чув ствовать себя «уполномоченным народа в подборе художественных произведений». Эти слова тов. Кирпотина должны лечь в основу дальнейшей работы редакто ров. Страна готовится к величайшему празднику — 20-летию Советской рес публики. Алексей Максимович Горький неоднократно призывал писателей при нять самое активное участие в деле под готовки к 20-летию Октября. Нам гоже эту подготовку пора начать. Перед нами ответственная задача — создать настоя-’ щие, отйечающие всем требованиям с о ветской литературы произведения, пол ноценно воплощающие тему строитель ства социализма, произведения, органи зующие трудящихся на новые великие победы. Н. Изонги. Прежде всего — большая благодарность «Правде», протянувшей руку помощи творческим работникам. Чему учит нас «Правда»? Правдивому изображению действительности, которое формализм и натурализм искажают. В продукции западносибирских писате лей и того, и другого хоть отбавляй, — в результате ряд произведений фальши вых и равнодушных. Даже у быстро р а стущего поэта Мухачева, у которого мы все можем учиться образности, есть рав нодушие к теме, например, в стихах «Сын», красивых, звучных, но неверно рисующих и вернувшегося на родину партизана и встретившую его колхозми- цу-пастушку,- Разумеется, ие избегла ошибок и я. У меня есть натуралисти ческое стихотворение «Пьяные бугры», есть элементы формализма в стихотво рении «У окна», где отдельные образы не доходят до читателя, а лишь затума нивают его сознание. Замечания, сделан ные о моих стихах на этой дискуссии, я постараюсь продумать. Моему росту мешает недоброжелательное отношение ко мне со стороны некоторых товари щей по работе и резкая критика, кото рую можно сравнить с ударами по го лове. Завершающий удар нанесен т. Ан- соном по поводу моей «Карусели». Непо нимание моего творчества некоторыми писателями не лишает меня бодрости и я надеюсь с о своими ошибками спра виться. Г. Пушкарев. Я хочу остановиться на вопросах детской литературы. Один вое. питатель сказал так: «Наши ребята ин тересуются сибирской литературой, но мы ваших книг не можем им рекомендо вать, потому что там есть неграмотные выражения; мы ведем борьбу за чистый литературный язык, а ваши книжки в этом отношении неудовлетворительны». С этим нельзя не согласиться. Наши си бирские детские книжки имеют и другие недостатки: не зовут в будущее, не р а скрывают его, не уводят героя в зав трашний день. Мало у нас бодрого сме ха, радости, веселья, а ребята этого тре. буют. Плохо владеем мы сюжетом: в на шем большом альманахе «Юность» мало сюжетных вещей. Не научились мы еще рисовать героев, у нас еще преобладают схемы, ходячие лозунги, нравоучитель ные резонеры. Мало в наших детских произведениях социальной зарядки, клас совой ненависти, внутреннего волнения и горения, которые передавались бы юным читателям. С этой дискуссии мы должны уйти, не только осознав свои ошибки, но и мобилизуя все свои силы на борь бу за хорошую книжку для юных чита телей. С. Кожевников (редактор литератур но-художественного отдела Запсиб- О ГИ З ’а) говорит о проблеме художе ственного очерка. Его роль сейчас исключительно огромна. Являякь таким же полноценным художественным произ ведением, как роман и рассказ, он в то же время строится на документальном материале, знакомит читателя с фактами живой жизни. Над очерком работали и работают почти все наши сибирские пи сатели. Очерковых книг вышло в Сиби ри больше, чем романов, повестей и ра с сказов. И тем не менее, с очерком у нас неблагополучно. Он болен натура лизмом и, может быть, еще в большей мере, чем другие виды произведений. Тут, несомненно, скрывается влияние ко гда-то господствовавшей в Сибири тео рии «настоящинцев», утверждавших ли тературу факта. Некоторые авторы ста новятся на путь голой фотографии, пас сивного описательства, вместо того, что бы проникать в сущность описываемых явлений, брать типичное, раскрывать их внутреннее содержание. В журнале «Наши достижения» очер кист Лебедев заявил, что он готов опи сать, как основное, то частное или даже временное свойство человека, которое кажется ему типичным для нашего вре мени и которое хотелось бы видеть у большего числа людей. Это заявление очень близко к тем требованиям, какие мы должны пред’являть к своим р аб о там. Типичное для нового, типичное для будущего — вот что должно быть в по ле зрения очеркиста. А вот натурализм не только не ищет нового, а очень ча сто преуменьшает даже то, что есть, не улавливает яркого, выпуклого. Для на туралиста жизнь — это просто резерв ный фонд для записной книжки, для наблюдений, да и наблюдения-то скуд ные, пригодные лишь для поверхностно го описательства. У таких авторов нет мыслей, способных одухотворять наблю дения. Книжки Стрижкова о Кулунде, о Кузбассе, очерки Михаила Никитина — типичное описательство, так же как и очерки т. Ершова о меланжевом комби нате и комбайнерах и очерк т. Мрачков- ского о Новосибирской левобережной ТЭЦ. Описательством страдает и очерк
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2