Сибирские огни, 1936, № 2

.изучать каждую его строчку, овладевать учением Маркса — Энгельса — Ленина— Сталина. Поэт Сергей Баранов начинает свою речь утверждением, что «в Союзе писа­ телей нет достаточно дружественной об. остановки, которая помогла бы расти и работать над собой. Нам необходимо с о ­ здать здоровую литературную среду, по­ тому что в «аше время работать в оди­ ночку трудно». Тов. Баранов останавли­ вается далее на детских книжках сибир­ ских авторов. Книга К. Гайлит «Крылья» очень плоха, в ней мало действия и очень много разговоров, ребята даны схематично и однобоко. Плоха и пьеса Глеба Пушкарева «Отряд партизана Ло- мсша», имеющая почти те же недостат­ ки. Бегло коснувшись схематизма в сво­ их произведениях, поэт отмечает слабую помощь поэтам со стороны критики. От­ зывы о наших произведениях, если и по­ являлись в сибирской печати, то совер­ шенно случайно. «Правда» находит ме­ сто и для «литературной страницы», и .для систематического печатания стихов и рассказов, а наши газеты во главе с «Советской Сибирью» не уделяют крае­ вой литературе должного внимания. Большую речь произносит предста­ витель Новосибирской кинофабрики тов. Плонский. Он использует трибуну совещания, чтобы заострить перед писа­ телями вопрос о доброкачественности сценариев, отмечает в сценариях кино­ студии ряд натуралистических и форма­ листических загибов и приглашает писа­ телей работать для кино. Перед Новосибирской кинофабрикой возникают сейчас большие задачи — дать полнометражный звуковой художе­ ственный киноочерк «Старый и новый Кузбасс», дать фильмы для школьников «Москва — Владивосток», подготовиться •к постановке юбилейного (к двадцатиле. тию Октября) фильма «Сибирь». Писате­ ли не могут оставаться в стороне от этих благодарных и ответственных тем. П. Гинцёль подвергает критике свои детские книги: «Пестун», «По звериным тропам» и «Меченый». В «Пестуне» р а ­ бочие и колхозники говорят псевдона­ родным языком. В плену у такого языка оказался и сам автор. Книга «По звери­ ным тропам» лучше, но и тут автор не­ достаточно овладел материалом. «На эту книгу я ожидал принципиальной крити­ к и , а т. Урманов в своей рецензии оста­ навливался на мелочах, придирался к пустякам». Перейдя к другим писателям, тов. Гинцель указывает на холодок в ма­ стерстве Вивиана Итина, на недостаточ­ ную доступность его творчества рабо ­ чим и колхозникам, — на его творчестве лежит налет эстетизма. У Никандра Алексеева форма преобладает над содер­ жанием, он многократно перекраивает свои стихи в погоне за какими-то осо- •бенными созвучиями. В последних его произведениях из цикла «Герои» некоторые вещи ззучат довольно убедительно и с точки зрения ■фермы и содержания. Н. Изонги — во власти книг, литера­ турщины, она плохо видит реальную жизнь. У Г. Павлова в «Мистере Интер­ венте» — неприкрытый натурализм, до­ статочно для примера прочитать первые десять строк этой повести. У Кондратия Урманова поражает несоответствие ме­ жду содержанием и формой: основная тема у него — колчаковщина и парти­ занская борьба, темы суровые, они дол­ жны бы дышать гневом, гореть револю­ ционным энтузиазмом, а мы видим у не­ го лиризм, тихую грусть, мечтатель­ ность. Нет органической связи межзу сюжетом и стилем, и отсюда у читателя естественно возникает неудовлетворен­ ность. А. Ансон. «Правда» поставила перед нами ряд совершенно ясных вопросов, на которые мы, советские писатели, дол­ жны дать ответ. Литература и искус­ ство становятся массовыми, народными, сотни тысяч рабочих, колхозников и красноармейцев обсуждают такие кни­ ги, как «Поднятая целина» и «Как зака­ лялась сталь», — такое явление не могло иметь места раньше. Многое изменилось за последние годы. Но часть работников искусств, в том числе и писатели, про­ должает жить старым жирком, не заме­ чая того, что творится вокруг них. В «Сибирских огнях» еще недавно был период, когда писатели предлагали чи­ тателю голый натурализм, «голых людей на голой земле», «общежития» или лю­ дей, одетых в прозодежду, взятую из театральной мастерской. Подавались и домны, и шахты, но так скучно, что чи­ татель оставался к ним равнодушен. К таким скучным произведениям прило­ жили руку Мрачковский, Кудрявцев, Вихлянцев. Один из крупнейших в Си­ бири мастеров слова т. Итин никак не хочет отказаться от ранних своих идео­ логических произведений, ненужных для советского читателя, а преодолеть этот ранний этап для Итина обязательно. В дошкольной книжке Стюарт «Про нас» есть стихи, совершенно не подхо­ дящие для малышей. Иначе говоря, пи­ сательница забывает, кто ее будет чи­ тать. Еще пример — стихотворение Изонги «Карусель», напечатанное в № 1 «Сибирских огней» за текущий год, — о том, как в один миг, путем одного ша­ га проститутка превращается в стаха­ новку. Подобные вещи получаются то­ гда, когда писатели относятся к своим произведениям равнодушно или недоста­ точно серьезно, некритически, как не­ критически отнесся к сборнику своих алтайских стихов т. Ерошин. В этих слу­ чаях, очевидно, редактору нужно внима­ тельно смотреть, что помещается в той или иной книжке. Перед писателями есть прекрасный пример из жизни Николая Островского — прочтите в «Молодой гвардии» его высказывания о том, как у него создавалась ненависть к старому и любовь к новому и какую роль эти чув­ ства сыграли в организации его миро­ воззрения, в его творчестве. К этой не>

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2