Сибирские огни, 1936, № 2
стриализации, я о превращении Кузбасса во второй Донбасс, но еще не создали произведений, достойно отображающих эту великую социалистическую стройку. А ведь жизнь идет вперед, и прав был тов. Кирпотин, заявив, что народ не бу дет ждать, пока писатели раскачаются: народ выделит из своей массы новых писателей и они создадут произведения, действительно достойные нашей эпохи. В чем недостаток творчества Ероши- на? В отрыве от нашей действительно сти. Нельзя отговариваться тем, что ка кие-то обстоятельства помешали ему на писать книгу как следует. Ерошин — поэт большого умения, но он продолжа ет жить накопленным капиталом прош лого. Не слышно было здесь от него по. длинной самокритики, он предпочел кри тиковать другого писателя, роман кото рого он даже не потрудился прочитать. Несколько слов о Коптелове. Коптелов более восприимчив к критике и ему легче преодолеть свои мелкие недочеты. Надо, чтобы следующие его произведе ния были! более глубокими и более яр кими. Мало, товарищи, описать то или иное явление, надо вложить в героев жи вую душу, как это сделал, например, Ни колай Островский в романе «Как закаля- лась сталь». Перед тов. Колтеловым — трудная задача: стать крупным писате лем, произведения которого должны быть полноценными во всех отношениях. То же самое следует сказать об Ошаро- ве. Писатель должен видеть глубже и шире, видеть не только прошлое и на стоящее, но и перспективы будущего. Поэтому вторая часть романа Ошароза «Большой аргиш» должна нести на себе большую идейную нагрузку, в ней не обходимо расширить идейный диапазон и художественный охват советской дей ствительности. На ответственном и слож ном рубеже стоит сейчас и тов. Крав- ков, которого по заслугам ” отметил тов. Ставский. Кравков поехал в Куз басс, написал повесть о реконструкции шахты. Н о все же в этом произведении нет еще глубокого понимания социаль ных процессов, нет показа во всей пол ноте новых людей социалистического строительства Кузбасса. Хотелось бы читать Одиссею наших дней, нашей борь бы и наших достижений. Но может ли писатель решать такие задачи в одиноч ку? Ему должен помогать весь наш творческий коллектив. Каждый из нас обязан сознавать ответственность за то, что выйдет из-под пера другого това рища. Такую атмосферу взаимной от ветственности нам и надлежит созда вать. Необходимо настойчиво всматри ваться в действительность и тов. Вятки- ну. В его повести «Открытыми глаза ми», на ряду с теплыми и интересными страницами, проскальзывает узкое пони мание действительности, неумение раз вернуть широкое полотно, показать лю дей просто и ясно. О тов. Кудрявцеве. У него какое-то серое представлгчие о действительности, а серость в литературе — это большой, нетерпимый недостаток. Кудрявцев пи шет серо, а по замыслу видно, что хотел сказать многое, хотел сказать хорошо. Произведения Кудрявцева должны стоять на высоте его замыслов. О тов. Гинце- ле. Уродливый, не литературный язык еще живет в его книгах. В последней его книжке «Меченый» есть неряшли вость, небрежность, частые повторения одних и тех же слов. О журнале «■Сибирские огни». Редак ция иногда проявляла к авторам излиш нюю мягкость, не пред’являла суровых требований. Нужно, очевидно, побольше' жесткости, но такой, которая сочета лась бы с разумными и законными тре бованиями. В редакционной работе не обходимо культивировать такие элемен ты, в которых была бы налицо взаим ная помощь, взаимное — редактора и автора — стремление доработать вещь, поднять, то или иное слабое место, вы править до конца. Большим пробелом является то, что мы не развертывали в «Сибирских огнях» критики. Критика на чинает развертываться теперь, на ди скуссии. Последующие дни дискуссии должны протекать на большей принци пиальной высоте и на более высоком уровне требований, которые мы вправе пред’являть друг к другу. Не скользить по поверхности, небрежно перелистывая страницы и выхватывая отдельные ф р а зы, а сражаться против формализма и натурализма, против политическойн е г р а мотности, незнания жизни, против не ряшливости в языке, против сумбура и пошлости, взяв то или иное произведе ние в целом, сурово критикуя недостат ки, но с доброжелательным вниманием к автору, с большим стремлением по мочь своему товарищу избежать недо четов и ошибок. Только при таком усло вии возможен дальнейший рост нашего литературного творчества, тот большой и подлинный рост, какого от нас тре буют яркий сегодняшний день и еще б о лее прекрасное будущее нашей великой 'страны. II Второй вечер дискуссии начался с вы ступления литкружковца т. Давшана. Он говорит о том, что сибирские писатели далеко не всегда считаются с широкой читательской массой и что стихи моло дых поэтов (Чугунов, Титов, Непомня щих, Баранов) слабы, не являются про дукцией высокого качества. Тов. Васильев-Глебов говорит о стать ях «Правды». Эти статьи дают зарядку, помогают выйти на правильный творче ский путь. Оратор критикует свою по весть «Молодость Абрамова» и роман «Суровый рост». «У нас есть источники, откуда мы мо жем черпать образцы подлинной про стоты, ясности и народности: это произ ведения и речи товарища Сталина. Вот у кого мы можем учиться четкому стилю и большевистской страстности. Над* вдумываться в каждую мысль Сталина,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2