Сибирские огни, 1936, № 1
Далее сообщ ается , что бай «ел ж и р ный плов» и запивал «душистой ара- кой». Плов на Алтае совершенно неизвестен, а арак а же столь душиста, сколь душис та самогонка. Н а той же странице есть еще одно откровение. Автор рассказывает, что ал тайцы менялись женами. П о старым р о довым обычаям, алтайка после смерти мужа переходила по наследству к млад шему брату умершего. Вероятно , услы шав о б этом, М. Эгарт и сделал свое неожиданное заключение. Далее он решил описать перекочевку на новое место. Вот что мы читаем об этом: «Навьючат жерди, нехитрую утварь, де тей, жен и — стойбище откочевывает». Несмотря на редкую оригинальность этого описания, мы все же позволим се бе небольшую поправочку. Когда говорят — навьючить, то под разумевают животного, на к от о р ог о что- либо вьючат. Жердь и утварь нельзя н а вьючить. Их м ожн о повьючить на к о го-либо. Если М. Эгарт хотел сказать, что жерди и утварь повьючены на л о шадей, тогда у него и дети, и жены также оказываются привязанными к вьючному седлу. Ко всему этому нужно добавить, что алтайцы во время перекочевок никогда не перевозили жерди с летнего стойби ща на зимнее, так как на Алтае много леса. Семейство перекочевывало на н о вое место обычно тогда, когда там уже был с о о руж ен новый аил. Не было на добности тащить за собой жерди. Н а третьей странице автор, видимо, имея слабое представление даже о неда леком прошлом Алтая, пишет: «Наступил 1914 г. Алтайские «верн о подданные» отказались воевать, их за это ссылали «в места не столь отдален ные». В 1914 г. алтайцев не призывали. Они были призваны только в 1916 г. н^ ты ловые работы. Банды Кайгородова на Алтае были разбиты не в 1923 г., как пишет М. Эгарт, а на год раньше. О д о р о г а х Ойротии М. Эгарт пишет так: «Прокладываются тракты Уймон- ский, Шебалино — Усть-Кан — Оигудай». И з Шебалино на Онгудай идет новый Чуйский тракт. Усть-Кан же стоит с о в сем в другой стороне на Уймонском тракте. Н а стр. 10 читаем: «В одном из от даленных уголков обш и рн ого Онгудай- ск ого аймака (района) среди гор сп ря талось урочищ е Ело . 50 километров от деляло его от тракта. Леса и горы де лали это расстояние еще значительнее». От тракта до Ело 12 километров, д о рог а идет по долине, в которой нет ни одного деревца. Тут же сообщ ает ся : «Жил такой, из вестный на всю округу , богатый бай Аргамай Манжин. Д ом его отдали о р ганизовавшемуся в Ел о колхозу» . Аргамай действительно жил. Н о А р гамай Кульджин. Он был зайсаном ( р о довым старшиной). М анжи — его р о д ной брат, такой же богатый бай. М ан жи жил в Ело, а Аргамай в Теньге и его усадьба передана не колхозу , а ов цеводческому с овх о зу . П ереходя к описанию сельскохозяйст венных достижений, М. Эгарт с о о бщ а ет: «Теперь к олхоз сеет улучшенные с о р та кормовых трав, сенокосилками уби рает к орм а загодя, свозит в амбары и больше не боится зимней бескормицы». С ено свозят в амбары! Никогда этого в Сибири не было и нет, тем более, в алтайских колхозах , которые начали пе реходить на оседлость только 4-5 лет тому назад. У алтайцев раньше не было ни амбаров , ни скотных дворов , ни с а раев, ни крыш. Теперь колхозы п о строи ли амбары, но для хранения зерна, а сено летом мечут в стога или зароды. Табуны к ол х о за «12 Октябрь» , о к о т ором пишет М. Эгарт, летом пасутся на прекрасных вы сокогорных лугах, а зимой тебенюют в долинах, т. е. р а з гребают снег ногами и добывают себе корм. С ено заготовляется лишь для дойных к оров , телят и ягнят. Овцы и нетели большую часть 'зимы тоже тебенюют в долинах. Думаем, что приведенных выше при меров достаточно. П о р а сделать вывод А вывод может быть только один — надо хотя бы немного знать то, о чем пишешь! -\ А. Коптелов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2