Сибирские огни, 1936, № 1

КРИТИКА И Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я Ml)lllllllli!lll!iliii!l№ 145 Откровения торопливых путешественников З а последние два года в газетах и журналах, издающихся в центре, было напечатано не мало очерков и статей об Ойротии. Но, к сожалению, нередко в этих очерках и статьях встречаются грубые, мягко выражаясь, ошибки. Так, С. Ур(щкий в очерке «Н а границе с Монголией» («Известия», 1934 г. № 299) сообщил, что алтайские шаманы прино­ сили в жертву богам людей, тогда как всем известно, что шаманы раздирали в жертву богам лбшадей. По Чуйскому тракту путешествовал С. Езерский. Он видел Катунь на всем ее нижнем и среднем течении; видел, что верховье этой реки лежит на запад от тракта, а не на восток, и все же в св о ­ ем очерке «Чуйский тракт», напечатан­ ном в «Правде», написал, что Катунь вытекает из Телецкого озера . Телецкое озеро , как известно, расположено на восток от тракта, за снежными хребта­ ми, и из него вытекает Бия. Катунь же берет свое начало на леднике Геблера, у подножия Белухи. Б. Млечин в рецензии о кинокартине «Золотое о зеро» — («Известия» № 99, 1935 г.) пишет?: «Телецкое о зер о — Золотое о з е р о по- киргизски. С обирая воды многочислен­ ных ледников, он о дает начало много­ водной Оби». Нужно сказать, что во всей Ойротии нет ни одного киргиза. Если автор имел в виду казахов , так они живут в Кош- Агачском аймаке, т. е. за 200— 250 кило­ метров от озера . Телецкое о з е р о назы­ вают Золотым озером (Алтын-коль) ал­ тайцы. И з этого о зера вытекает Бия, которая — через 300 километров от и с ­ тока — сливается с Катунью и о б р а зу ­ ет Обь. В № 8 журнала «Колхозник» помеще­ на карта Ойротии. И з этой карты, а также и из подписи к ней мы узнаем, что «областной центр и единственный город» в Ойротии — Улала. Н а три с половиной года отстали ав­ торы этой подписи! 1 июня 1932 г. Ула­ ла была переименована в Ойрот-Туру. Нам могут сказать: «Старая карта под­ вела». Не в карте дело. Под картой мы читаем подпись: «Ойротия образована 1 июня 1922 г. из К аракорумского уез ­ да Алтайской губернии*. Здесь историческая неточность. Контр­ революционная Кара-Корумская земская управа властвовала над Алтаем в 1918 г. Советы вели вооруженную борьбу с Ка- ра-Корумом, и только после свержения колчаковщины на Алтае был создан Горноалтайский уезд, входивший в Ал­ тайскую губернию, который позднее и был преобразован в Ойротскую .авто­ номную область. Восьмой номер журнала «Н а стройке МТС и совх о зов » посвяшен Ойротии. Он составлен из х о р ош и х фотоснимков, „Сиб. огни» М 1. 1936 . за исключением одного снимка шамана, заимствованного из кинокартины « З о ­ лотое о зер о» , авторы которой поселили на Алтае стаю фламинго. И костюм шамана, и обстановка камлания — все не алтайское, как и многие другие кад­ ры этой кинокартины. Непонятно, поче­ му в номер, посвященный Алтаю, о к а ­ зался включенным фотоэтюд «Летний день» в Киевской области. Алтайские пейзажи приятно радуют глаз. Мастерски сняты колхозники и колхозницы на работе, за учебой и в домашней обстановке. Обложка и ри ­ сунки худ. А. Шишова выполнены пре­ красно. Видно, что автор х о р ош о зна­ ет Алтай. Хотелось бы, чтобы и небольшой текст, предпосланный фотоснимкам, а также и подписи к ним, находились на том же высоком уровне. К сожалению, этот текст, написанный М. Эгартом, посетившим Алтай в 1930 г. и написав­ шим в результате своей поездки книгу «Переправа», разочаровывает читателя, знакомого с Алтаем. Если в названных выше очерках и статьях были ошибки из какой-либо одной области — из области географии, истории или этнографии, — то М. Эгарт с благосклонного разрешения редакции журнала «Н а стройке МТС и совхозов» решил поднести читателю сразу целую серию «ошибок и откровений» из всех этих областей. В первых же строчках мы читаем: «...на треноге котел, в котором вечно варилось единственное и главное куша­ ние «толкан» — похлебка из растерто ­ го на камне ячменя, заправленная под­ солнечным маслом». Здесь верно только то, что толкан приготовляют из ячменя. Н о толкан — не похлебка, а мука. Его можно ср ав ­ нивать с толокном. Толкан сыплют в чай. Чай «заправляется» молоком или сметаной. Подсолнечного масла алтайцы- кочевники, скотоводы совершенно не знали. Остается добавить, что подсол­ нечное масло на Алтай не ввозилось. Строчкой ниже читаем: «...все сосут длинные трубки, набитые древесной к о ­ рой». Алтайцы курили и курят листовой табак. Только отдельные любители при­ мешивали к табаку рубленную б е р е з о ­ вую кору. Тут же есть такие строчки: «заколют барана , теленка, а то и лошадь в честь «духа гор» Бурхана». Во-первых, горный дух не Бурхан , а Ту-ези; во-вторых, лошадей в жертву духам не кололи, а раздирали живы­ ми; в-третьих, Бурхану кровавых жертв не приносили. Бурханисты выступили против кровавого жертвоприношения. Они угощали своих богов не лошадьми, а толканом и молоком.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2