Сибирские огни, 1936, № 1
возможности трудящимся казахам овла деть культурой, и уже недалеко то вре мя, когда в Казахстане окончательно будет ликвидирована неграмотность. Казахский н а р о д получивший с О к тябрьской революцией свободу и все возможности к созданию и развитию на циональной по ф орм е и социалистиче ской по содержанию культуры, выдви нул из своей среды не мало знатных людей — ученых, писателей, поэтов, — далеко известных за пределами респуб лики. Д о революции казахские писатели, не говоря о их классовой принадлежности, исчислялись единицами (Абай Кунанбаев, Байтурсунов, Дулатов, Карашев и др.). В советском Казахстане народились де сятки молодых талантливых писателей и поэтов. Этим молодым кадрам казахской ли тературы нужен был доступ к широким массам населения, а он возм ожен только через посредство печатного слова. Такие временники, как альманахи, не давали возможности регулярно обслужи вать массы, не отвечали читательским запросам . В пятнадцатилетнюю годов щину Казахстана, по решению крайко ма ВКП(б) и Совнарком а КССР, к а з ах ские писатели приступили к регулярно му выпуску в г. Алма-Ата литературно художественного и общественно-поли тического журнала «Литературный Ка захстан». Молодой журнал ставит перед собой следующие основные задачи: 1) зн ак о мить широкие читательские массы Ка захстана и Советского С ою з а с лучши ми произведениями современных к а з ах ских писателей, с богатейшим народным фольклором и лучшими произведениями классиков дореволюционной казахской литературы; 2) освещать успехи нового социалистического Казахстана с его р а стущими индустриальными очагами: п ока зывать • расцветающий колхозный аул с его тучными стадами, с новой социали стической культурой, показывать новых людей, которые прошли исторический путь переделки в горниле пролетарской революции; 3) журнал будет вести не примиримую бо рьб у с чуждой идеологи ей, проникновением в художественную литературу националистических, велико державных и иных классово чуждых вли яний, выращивать молодые писательские кадры и пр. В первых двух номерах , дошедших до нас, мы имеем: первую часть р а с ск а з а С. Сейфуллина «Айша», р а с ск а з М. Ауэ- зова «Следы», ра с ск а з И. Джансугуро- ва— «В пути», р а с ск а з Вс. Иванова « Р а з говор с каменотесом», А. Дубовицкого «Месть», отрывок из романа П. Лукниц- кого — «Сын муллы», стихи Абая : «Н а ми пройден томительный путь», «Осень» и «Когда удлиняются тени», С . Мука- нова из поэмы «Белый медведь», И. Дж ан сугурова «Гималай» и «Кайши». Статью Г, Т огж анова «Очередные зада- тМ чи литературного движения в Казахста не, статьи Ауэзова и Сильченко о классике казахской поэзии Абае Кунан- баеве, статью А. Б е р э с — «В старой штольне», отрывки из эпической поэмы «Кыз-Жибек» и библиографию . С. Сейфуллин в р а с ск а зе «Айша» ри сует положение казахской девушки в дореволюционное время. Росла девушка, резвилась с подруга ми, кочевала с родителями по обширной степи и никакое горе еще не омрачало ее лица. Н о вот приехал «жених», при ехал тот, к ого никогда до этого не ви дела девушка, приехал не молодой джи гит, а пожилой вдовец и за три десят ка голов крупного скота добивается с о гласия родителей выдать за него свою дочь. В таком положении оказалась Айша— героиня р а с ск а з а С. Сейфуллина. У Ш акира , сына Баранбая , умерла ж е на. В опустевшем доме, к осиротевшим детям, с р очн о нужна была женщина. Ш акир не хочет брать себе в дом р а в ную ему по летам женщину, а едет к Кадыру и сватает у него Айшу. Трид цать голов скота — это хороший к а лым, такое богатство не с к о р о нажи вешь, а дочь — чго ж , когда-нибудь ей нужно же выходить замуж . Никакие протесты Айши не помогают. Отец режет баранов и угощает не толь ко жениха и тех, кто с ним приехал, но и старшину, и муллу, горячо поддержи вающих решение Кадыра породниться с таким богатым человеком, как Шакир . Зная д о тонкости мелочи быта, автор рисует ш ирокую картину этого тяжело го прошлого казахской девушки. Но , к сожалению, на этом развитие сюжета прерывается — р а с ск а з напечатан с п р о должением, и мы должны поставить точ ку. Попутно мы должны заметить, что две вставные новеллы: «Р а с ск а з Каньбала» и «Сн ох а К очкарбая» — неумело вклеены в ра сока з и читаются, как самостоятель ные вещи. Р а с ск а з М . Ау э зова «Следы» — это ра с ск а з о борьбе за социалистическое животноводство, о ро сте самосознания людей и том проклятом прошлом, следы к от о р ог о еще и сейчас часто о бн а руж и ваются... Р а с ск а з печатался в двух номерах журнала и п о существу преставляет с о б ою два разных произведения. Если в первой части рассказывается о гибели ягнят сов х о зн ог о стада от ядовитой тра вы штыр и страданиях пастуха На- сийбая, то во второй показана бо рьб а в колхозе «Ш ахнах» с кучкой жуликов, захвативших все к олхозное д о б р о в свои руки. Связывает эти два сам о стоя тельных ра с ск а з а только то, что темой об ои х являются те новые отношения, которые появились у людей к общ ест венному добру . Кроме разорванности сюжетной линии, р а с ск а з Ау э зова не блещет и своим языком.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2