Сибирские огни, 1936, № 1

возможности трудящимся казахам овла­ деть культурой, и уже недалеко то вре ­ мя, когда в Казахстане окончательно будет ликвидирована неграмотность. Казахский н а р о д получивший с О к ­ тябрьской революцией свободу и все возможности к созданию и развитию на­ циональной по ф орм е и социалистиче­ ской по содержанию культуры, выдви­ нул из своей среды не мало знатных людей — ученых, писателей, поэтов, — далеко известных за пределами респуб ­ лики. Д о революции казахские писатели, не говоря о их классовой принадлежности, исчислялись единицами (Абай Кунанбаев, Байтурсунов, Дулатов, Карашев и др.). В советском Казахстане народились де­ сятки молодых талантливых писателей и поэтов. Этим молодым кадрам казахской ли­ тературы нужен был доступ к широким массам населения, а он возм ожен только через посредство печатного слова. Такие временники, как альманахи, не давали возможности регулярно обслужи ­ вать массы, не отвечали читательским запросам . В пятнадцатилетнюю годов ­ щину Казахстана, по решению крайко­ ма ВКП(б) и Совнарком а КССР, к а з ах ­ ские писатели приступили к регулярно­ му выпуску в г. Алма-Ата литературно­ художественного и общественно-поли­ тического журнала «Литературный Ка­ захстан». Молодой журнал ставит перед собой следующие основные задачи: 1) зн ак о ­ мить широкие читательские массы Ка­ захстана и Советского С ою з а с лучши­ ми произведениями современных к а з ах ­ ских писателей, с богатейшим народным фольклором и лучшими произведениями классиков дореволюционной казахской литературы; 2) освещать успехи нового социалистического Казахстана с его р а ­ стущими индустриальными очагами: п ока ­ зывать • расцветающий колхозный аул с его тучными стадами, с новой социали­ стической культурой, показывать новых людей, которые прошли исторический путь переделки в горниле пролетарской революции; 3) журнал будет вести не­ примиримую бо рьб у с чуждой идеологи­ ей, проникновением в художественную литературу националистических, велико­ державных и иных классово чуждых вли­ яний, выращивать молодые писательские кадры и пр. В первых двух номерах , дошедших до нас, мы имеем: первую часть р а с ск а з а С. Сейфуллина «Айша», р а с ск а з М. Ауэ- зова «Следы», ра с ск а з И. Джансугуро- ва— «В пути», р а с ск а з Вс. Иванова « Р а з ­ говор с каменотесом», А. Дубовицкого «Месть», отрывок из романа П. Лукниц- кого — «Сын муллы», стихи Абая : «Н а ­ ми пройден томительный путь», «Осень» и «Когда удлиняются тени», С . Мука- нова из поэмы «Белый медведь», И. Дж ан сугурова «Гималай» и «Кайши». Статью Г, Т огж анова «Очередные зада- тМ чи литературного движения в Казахста­ не, статьи Ауэзова и Сильченко о классике казахской поэзии Абае Кунан- баеве, статью А. Б е р э с — «В старой штольне», отрывки из эпической поэмы «Кыз-Жибек» и библиографию . С. Сейфуллин в р а с ск а зе «Айша» ри ­ сует положение казахской девушки в дореволюционное время. Росла девушка, резвилась с подруга­ ми, кочевала с родителями по обширной степи и никакое горе еще не омрачало ее лица. Н о вот приехал «жених», при­ ехал тот, к ого никогда до этого не ви­ дела девушка, приехал не молодой джи ­ гит, а пожилой вдовец и за три десят­ ка голов крупного скота добивается с о ­ гласия родителей выдать за него свою дочь. В таком положении оказалась Айша— героиня р а с ск а з а С. Сейфуллина. У Ш акира , сына Баранбая , умерла ж е ­ на. В опустевшем доме, к осиротевшим детям, с р очн о нужна была женщина. Ш акир не хочет брать себе в дом р а в ­ ную ему по летам женщину, а едет к Кадыру и сватает у него Айшу. Трид­ цать голов скота — это хороший к а ­ лым, такое богатство не с к о р о нажи ­ вешь, а дочь — чго ж , когда-нибудь ей нужно же выходить замуж . Никакие протесты Айши не помогают. Отец режет баранов и угощает не толь­ ко жениха и тех, кто с ним приехал, но и старшину, и муллу, горячо поддержи ­ вающих решение Кадыра породниться с таким богатым человеком, как Шакир . Зная д о тонкости мелочи быта, автор рисует ш ирокую картину этого тяжело­ го прошлого казахской девушки. Но , к сожалению, на этом развитие сюжета прерывается — р а с ск а з напечатан с п р о ­ должением, и мы должны поставить точ­ ку. Попутно мы должны заметить, что две вставные новеллы: «Р а с ск а з Каньбала» и «Сн ох а К очкарбая» — неумело вклеены в ра сока з и читаются, как самостоятель­ ные вещи. Р а с ск а з М . Ау э зова «Следы» — это ра с ск а з о борьбе за социалистическое животноводство, о ро сте самосознания людей и том проклятом прошлом, следы к от о р ог о еще и сейчас часто о бн а руж и ­ ваются... Р а с ск а з печатался в двух номерах журнала и п о существу преставляет с о ­ б ою два разных произведения. Если в первой части рассказывается о гибели ягнят сов х о зн ог о стада от ядовитой тра ­ вы штыр и страданиях пастуха На- сийбая, то во второй показана бо рьб а в колхозе «Ш ахнах» с кучкой жуликов, захвативших все к олхозное д о б р о в свои руки. Связывает эти два сам о стоя ­ тельных ра с ск а з а только то, что темой об ои х являются те новые отношения, которые появились у людей к общ ест ­ венному добру . Кроме разорванности сюжетной линии, р а с ск а з Ау э зова не блещет и своим языком.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2