Сибирские огни, 1936, № 1

венского кулака, каким его можно бы­ ло встретить во всех так называемых «деревенских» пьесках и в некоторых романах эпохи нэпа. Д аже плакаты в те дай иначе не писались, как только так: за столом, уставленным яствами и вод­ кой, сидят поп и с лоснящимся лицом кулак. Ис. Гольдбергу не следовало по­ вторять эту избитую, затрепанную пла­ катную характеристику. Конечно, соеди­ нение в лице кулака ревнивого служи­ теля церкви и даже очень часто — цер­ ковного старосты — явление очень р а с ­ пространенное и, как принято говорить, типичное. Н о о н о б ы л о т и п и ч н о д л я о п р е д е л е н н о г о в р е м е н и . Роман же Ис. Гольдберга появился в 1934 г., когда сплошная коллективизация в основном была закончена, когда на этой основе кулачество основных зерно ­ вых районов было ликвидировано как класс, когда, наконец, и сеть церквей солидно поредела. Пусть бы попробовал сейчас кто-нибудь найти такого глупо­ го кулака, который бы стал открыто якшаться с попом и заворачивать цер­ ковными делами. Нет, сейчас враг дей­ ствует а тысячу р а з умнее, тоньше, его приемы борьбы р е зк о изменились. Он отлично сознает, что доживает свои п о ­ следние дни, что силы его и победив­ шего пролетариата слишком неравны, а потому надо быть как м ожно более не­ заметным, как м ожно более похожим на всех ок руж ающих ; действовать хигро и, прежде всего, так, чтобы не раскрывать себя. Правда, во второй части романа «Жизнь начинается сегодня» враг таким именно и показан. Никанор скрывается в г ород и, окружив себя соратниками по классу, создает вредительскую, контр­ революционную организацию. Никанор появляется перед читателем только из­ редка, читатель временами только дога­ дывается о его существовании, но зато на стройке, где развертывается значи­ тельная часть .действия романа, п р ои с х о ­ дят «непонятные» дела: с огромной вы­ соты падает и разбивается рабочий, срочные работы срываются, подписка на заем не удается. В о всех этих фактах ясно чувствуется рука врага, хитрого, ловкого, тонко маскирующегося. Здесь же, на городской стройке, р а з ­ вертывается история и второго героя романа — середняка Власа. О том, что это колеблющийся трафаретный серед ­ няк, читатель узнает на той же второй странице романа. Вслед за приведенным нами абзацем, в котором дана характе­ ристика Никанора , последний говорит о Власе следующие (слова: «Не в пример протчим, мужик креп­ кий, да гордый! }2му бы малость капи­ талов — обосновался бы он широко . Ну, нехватает!». Ис . Гольдберг в ообщ е избегает давать в своих послеоктябрьских произведениях усложненные образы . Наклеив на своего героя с первых же страниц романа с о ­ циальный ярлык, он обыкновенно сразу же переходит к развертыванию своего сю ­ жетного замысла. Что же касается сю ­ жетных построений и создания интриги, то в этом деле Ис. Гольдберг действует всегда уверенно и умело. Он легко и просто перемещает своих героев с места на место, переносит дей­ ствие романа из деревни в город, с о з ­ дает новые сюжетные коллизии. В р о ­ мане «Жизнь начинается сегодня» Ис. Гольдберг дает в начале деревню, потом перебрасывает двух главных своих ге­ роев — Никанора и Власа — в город. Здесь он вновь сталкивает их и этим вводит в произведение новую пружину. В деревне же действие продолжает развертываться. Там осталась самья Вла­ са, убежавшего в город, чтобы не ви­ деть в деревне «новых порядков» и не итти в коммуну. Семья, после больших колебаний и >опоров, вступает в колхоз и постепенно начинает жить настоящей, зажиточной жизнью. И так действие развивается до сча­ стливого завершения, когда Влас в о з ­ вращается к своей семье, и «признает» колхоз. Как видите, сюжет романа необычай­ но строен. В нем все части аккуратно пригнаны друг к другу, одно событие закономерно вытекает из другого. П о ­ рой даже кажется, что Ис. Гольдберг, стремясь угнаться за развитием собы ­ тий, сознательно не хочет углубляться в психологию своих героев, давать их внутренние переживания. Он как будто даже боится излишней сложности п р о ­ изведения. И нам бы хотелось^ чтобы следую­ щие произведения И с . Гольдберга, о б ­ ладая ясностью замысла и большой сю ­ жетной слаженностью, имели бы !еще и другие необходимые для большого х у ­ дожника качества, а именно: глубину психологического п ок а з а людей, ориги ­ нальность и жизненную правдивость х а ­ рактеров, сложность и новизну отноше­ ний между людьми, рождаемые сл ож ­ ностью и новизной нашей быстро ме­ няющейся, прекрасной действительно­ сти. ★ После нашего краткого пересказа наи­ более крупных произведений Ис. Гольд­ берга, написанных им ’ после Октябрь ­ ской революции, м ожн о заметить, что центральной идеей этих произведений была идея переделки человека. При этом бросает ся в глаза одна очень важ ­ ная деталь: И с . Гольдберг ни на мину­ ту не замыкается в рамки какой-нибудь одной социальной группы. В своих п р о ­ изведениях он дает и рабочих , и кре- стьян-единоличников, и колхозников. А рядом с их судьбой, с их развитием, проходят герои из числа старых Ьпе- циалистов. И х переделка гораздо слож ­ нее, сам процесс переоценки старых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2