Сибирские огни, 1936, № 1
посуды), в «Главном штреке» преоблада ет пересказ и оголенная схема. Главные герои отличаются друг от друга по преимуществу только именами и ролью, которая отведена им автором в сюжет ном плане. Индивидуальных характеров и внешних портретов Ис. Гольдбергу за редким исключением, создать 1не уд а лось. * Остановимся на двух последних р ом а нах Ис. Гольдберга несколько п од р об нее. «Главный штрек» посвящен угольной промышленности и переделке людей я процессе социалистического труда. В центр внимания читателя Ис. Гольдберг поставил молодого отсталого деревенско го парня Федора , к оторого шахта переде лывает в передового представителя соци алистического труда. Ф ед ор оказывается в самом круговороте событий, р а з в е р нувшихся на шахте: тут и механизация угледобычи, и вредительство (инженер Сковроиокий), и работ а партизанской бригады шахтеров, и переделка сознании старых специалистов (инженер О смолов ский). Оюжетно роман представляет собой очень сложное вплетение интриг и п р о тиворечивых человеческих интересов, но Ис. Гольдберг справляетоя с ними слиш ком легко: сложные сюжетные узлы бла гополучно развязаны в конце романа. Бывший крестьянин Фед ор становится ударником, сомневающийся инженер О с моловекий осознает свои старые заблу ждения и целиком переходит на совет ские позиции. Вредитель Сковроиокий разоблачен. У Ис . Гольдберга все собы тия развиваются слишком просто и п р я молинейно. Герои его романов двигаются по заранее расписанной схеме. Особенно ярко этот недостаток оказался на п ока зе инженера Осмоловского. Он начинает свою жизнь на первых страницах романа в качестве специалиста с откровенно б у р жуазной идеологией: он не верит в тв ор ческие силы раб оч ег о класса, относится к рабочим пренебрежительно: труд спе циалистов рассматривает, как нечто вы сок ое , почти таинственное, недоступное простому смертному. Н о , пройдя ряд не сложных столкновений и пораздумав над некоторыми фактами шахтерской жизни и работы , Осмоловский переживает п ово рот. А в конце р ом ана он уже вполне с о ветский специалист, сблизившийся с р а бочими, понявший их и поверивший в их силы и возможности . Осмоловский с х о дит со страниц «Главного штрека» под звуки «Интернационала», который он п о ет. охваченный новыми чувствами. Стоит только прочесть этот короткий пересказ, чтобы стало ясно, что подобные истории инженеров мы уже не р а з чита ли и притом читали очень давно. Н есом ненно, что Осмоловский Ис. Гольдберг.ч — это литературный штамп. Именно так «перестраивались» десятки инженеров, показанных в десятках романов и п о вестей советских писателей. Спрашивается, верно ли показана п е рестройка инженера О смоловского? Так- ли совершалась и совершается в жизни переделка представителей старых кад ров интеллигенции?. Если брать только самые исходные положения процесса перерождения, с а мую голую, так сказать, схему его, то все окажется, как будто, на своем ме сте, все правильно. У нас работали ты сячи старых специалистов со старой мелкобуржуазной идеологией, со старым буржуазным пониманием роли интелли генции. Под влиянием самых р а з н о о б разных фактов и событий, под впечат лением соверш ающихся побед социали стического строительства эти кадры спе циалистов постепенно изживали свои старые взгляды и становились вполне сознательными интеллектуальными р а ботниками социалистической страны. Н о процесс этот необычайно сложен и для многих весьма труден. При этом, у каждого отдельного человека путь пе рестройки имеет свои индивидуальные особенности ; на одного повлияли такие факты, на другого— другие, у третьего путь переделки совсем не п ох ож на путь других представителей интеллигенции. Недостаток и ошибочность о б р а з а О с моловского состоит в том, что в нем Ис. Гольдберг дал только самую схему перерождения, (не наполнив ее живым, индивидуальным и жизненно убедитель ным содержанием. О б р а з Осмоловского— не живая, убедительная человеческая фигура, а сухая схема. Вряд ли найдет ся такой инженер «старой школы», к о торый, прочитав «Главный штрек», в о с кликнул бы: «Как тонко подмечено! Я чувствовал в этом положении то же с а мое, что и Осмоловский!». В чем же причина схематичности — этого г л а в н о г о н е д о с т а т к а п о с л е д н и х р о м а н о в И с. Г о л ь д б е р г а ? Причина заключается в том, что Ис. Гольдберг прибегает только к двум средствам художественного показа: к описанию и диалогу. Он почти не п ока зывает психологического состояния с в о их героев через действие и очень мало использует прием художественной де тали. Если И с . Гольдбергу нужно п ока зать, например, кулака, он делает это следующим обра зом : «Никанор был бессменным церков ным старостой и правил церковью вместе с попом Гамалиилом бе зр а з дельно. И в праздники, когда Устинья Гавриловна со стряпухой Аннушкой управлялись с пирогами, Никанор при водил к столу попа, и на столе было радостно и благоговейно от обилия й от чистого гостя» («Жизнь начинается сегодня», «С. О.», 1934, № 1, стр. 2). Это написано на второй странице р о мана. Читатель, конечно, узнал в Ника- норе своего старого знакомого — дере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2