Сибирские огни, 1936, № 1

зрения общеклассовых, общегосударст ­ венных задач пролетариата и его партии. ¥ Первым крупным произведением Ис. Гольдберга после Октября был сборник р ассказов под общим названием «Путь, не отмеченный на карте». В него вошло несколько произведений, которые и до сих пор остаются лучшими для Ис . Гольд- берга и самыми зрелыми в литературной отношении. Таковы «Г роб полковника Недочетова». «Наследство капитана Алеш­ кина» и др. Н о и эти два, как и большин­ ство других р ассказов этого сборника, имеют совершенно порочную ф ил о с оф ­ скую основу: в них с о всей силой п р о я ­ вился прежний ошибочный взгляд Ис. Гольдберга на общество, как на би оло ­ гический организм. В последний рае в творчестве Ис. Гольберга «закон тайги» дал себя знать именно в этом сборнике со всеми отрицательными последствиями для советского писателя. Большинство ге­ роев этого сборника—или колчаковцы, или местные крестьяне, перешедш'ие з партизанские отряды. Умирающая контр­ революция и поднявшееся на б о рь б у тру ­ довое крестьянство — таковы силы, столкнувшиеся в решительной борьбе . У каждой из этих сил совершенно ясное направление и вполне отчетливые клас­ совые интересы. У типичного колчаковца — желание сохранить власть помещиков и капиталистов, у трудового крестьянина — получить землю, выгнать помещика, остановить 'советскую власть. Н о Ис. Гольдберг, к сожалению , еще не видел этих очевидных социальных причин р а з ­ вернувшейся борьбы . Он смотрел на с в о ­ их героев сквозь очки 'Своей старой ф и ­ л ософии — «закона тайги». П оэтому в сборнике действуют н е п р е д с т а в и ­ т е л и о п р е д е л е н н ы х с о ц и а л ь ­ ных с ил , а « п р й с т о люд и » , к а ж ­ дый и з к о т о р ы х д е й с т в у е т т о л ь к о о т с е б я и з а с е б я . Даже партизан, которые выступали организован , но, коллективно, Ис. Голдберг ухитрился «подогнать» п од ов ою фил о соф скую к он ­ цепцию. В рассказе «Путь, не отмеченный на карте» крестьяне нападают на группу колчаковских офицеров только затем, чтобы поживиться за их счет. В их дей­ ствиях нет и намека на политические ин­ тересы. Это Яыла крупнейшая идейная ошибка Ис. Гольдберга. Если колчаков- оких офицеров , видящих гибель своей армии, и потерявших всякую перспекти­ ву, вполне уместно было показывать, как разложившихся эгоистов, заботящихся каждый только о себе, то совершенно неправильно было рисовать теми же красками красных партизан. Герои этого р а с ск а з а уходят в тайгу, их след теряется в неизвестности. Где-то происходит страшная схватка людей, ни­ чем не отличающаяся от ежеминутных схваток зверей. «Человек человеку — волк», говорит за читателя автор. «В тайге побеждает сильный, умирает сла ­ бый». Такав закон. Его не изменишь. * С к о р о , однако, Ис . Гольдберг должен был убедиться, что его взгляд на общест­ венные отношения глубоко ошибочен, что солидно потрепанная жизнью ф ил о со ­ фия «зак она тайги» мешает писателю понять вето глубину и сложность п р ои с ­ ходящих в стране событий, а читателю прививает вредные взгляды на челове­ ческие отношения. {С точки зрения « з а ­ кона тайги» легко оправдать, например, любой поступок врага — кулака, поме­ щика, фабриканта, белого офицера). В своем следующем крупном произве ­ дении «Поэма о ф арф о р ов ой чашке» Ис. Гольдберг порывает с о своими п реж ­ ними взглядами. «Поэма о фарфоровой чашке» — это повесть о б острейшей борьбе (между передовыми рабочими ф арфоровой фабрики и ее бывшим х о з я ­ ином, вокруг к от орого группируются открыто враждебные и про ст о отсталые элементы. Б о р ь б а ноСит отчетливо к л а с ­ с о в ы й (характер. Она развертывается вокруг настройки навой фабрики . П ри ­ бывший из Москвы инженер, сын бывше­ го владельца старой фабрики , выступает против нового строительства. О н хочет во что бы то ни стало сохранить свое предприятие. Его тактика очень хитра. Он выступает против «ненужной траты государственных средств». Группа ста­ рых р абочи х , среди которых имеется и откровенный враг, поддерживает «пред­ ставители из центра». У них свои моти­ вы: они сжились с о старой фабрикой, новизна пугает их, да и неуверены они — выйдет ли так, как задумали дирек- тог) и его друг инженер. Так создается конфликт, умело и с ­ пользованный автором для развертыва­ ния сюжета. Вторая , как бы самостоятельная с ю ­ жетная линия «Поэмы» дает картину роста фабричной молодежи, борьбы в ее рядах за новые, советские отношения к девушке. Образы анархиствующего, р а с ­ пущенного волокиты Василия, обманы­ вающего доверчивых девушек, трагедия. Степаниды, к от о р ая оказалась матерью, пыталась скрыть это и в конце концов бросилась в реку; наконец, новое чуткое отношение к ней с о стороны коллектива, — все это несомненно удалось показать Ис. Гольдберу. Это говорит о том, что, пристально изучая жизнь, умело подме­ чая в ней новые явления, Ис. Гольдберг может создавать произведения большого социального и художественного значе­ ния. * К сожалению, в следующих своих круп­ ных произведениях— в романах «Глав­ ный штрек» и «День начинается сегод ­ ня—И с . Гольдберг не смог развить тех положительных качеств, которые та* ясно обозначились в «Поэме о ф а р ф о р о ­ вой чашке». В то время, как в «Поэме» имеются и элементы психологического показа отдельных героев и сцены произ ­ водственной жизни (обжиг ф арфоровой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2