Сибирские огни, 1936, № 1

ди которых он прожил насколько лет, и это помешало ему сделать, казалось бы, логический шаг к оправданию всякого насилия сильного над .слабым. Ис. Гольд­ берг стал не апологетом предприимчивых торговых хищников, а их глубоким нена­ вистником и врагом. Поэтому при всей ошибочноеги философ ских установок И с Гольдберга на первом этапе его творчес­ кого развития, его «Тунгусские рассказы» и сейчас еще читаются с большим инте­ ресом, как богатый документ о прошлом маленького народа, освобожденного Ок- тябпьской революцией. «Тунгусские рассказы? автор писал, имея огромный запас наблюдений над жизнью тунгуоского народа. Это обу сл о ­ вило богатейшую содержательность его произведений. К сожалению, наша кри ­ тика за последние гады мало говорит об этом важнейшем уйяовии писательского успеха. Нельзя ггисать х о р ош о , с од е рж а ­ тельно, разносторонне без самого ш и ро ­ кого запаса наблюдений над р а зн о о б р а з ­ нейшими сторонами человеческой дея­ тельности. У нас ведь иные литераторы начинают писать роман, например, о ры­ баках. побывав всего 1-2 месяца на пу­ тине. Мудрено ли после этого, что роман получается сухопзгоый, без мыслей, сло­ вом. очень бедный в познавательном от­ ношении. А между тем воп р о с о позна­ вательной роли нашей литературы имеет для нас огромное значение. Художествен­ ная литература должна обогатить чита­ теля знанием людей, человеческих х а р ак ­ теров, общественных отношений. А это ­ го -нельзя сделать без разносторонней, постоянно обогащаемой жизненной би о ­ графии писателя. Для И с . Гольдберга в оп р о с о его полноценном знании жизни после революции встал необычайно остро . Насколько первые произведения писате­ ля были свежи и ярки, насколько они были полны фактами действительной жи ­ зни, настолько о ст р о ощущается недо­ статок всего этого в произведениях п о с ­ леднего десятилетия. Если «Тунгусские рассказы» и отчасти сборник «Путь не отмеченный на карте» вопреки некоторым ошибочным идейным установкам автора все же дают целый ряд правильных сведений о жизни людей сибирской тайги, то такие произведения, как «Главный штрек» или «День начина­ ется сегодня», несмотря н а .правильные политические взгляды автора, страдают схематичностью и надуманностью ситуа­ ций. В чем же тут дето? М ожет быть, — скажут некоторые, — писателю совсем не обязательно иметь правильное мировоз ­ зрение? Может быть, о б ’ективная правда «вгюбьется» сама собой? Разумеется, такой взгляд глубоко оши ­ бочен. Мировоззрение автора — это руль управления корабля. Без него писатель потонет в море жизненных фактов, не умея выбрать из них самое важное и ти­ пичное. Н о одним мировоззрением, одни ми—пусть даже х о р ош о и политически правильно продуманными — схемами и с ­ кусства не создать. Нужна жизнь, ее глубокое знание, уменье видеть не толь­ ко ее странности, но и главное тенден­ ции. К сожалению, в последние годы у Ис. Гольдберга отмечается большой р а з ­ рыв между его передовым мирово ззре ­ нием и, так сказать, «чувственным в о с ­ приятием мира1». Н а это обстоятельство совершенно правильно указал Б. Губер в св ое» докладе в Иркутске, в 1934 г. («Бу ­ дущая Сибирь», кн. 6-я з а 1934 г.). Этот разрыв довольно сильно отражается на художественных достоинствах последних произведений Ис. Гольдберга. Сам т о себе факт такого разрыва' для отдельных представителей интеллигенции вполне естественен. Люди выросли в опре ­ деленном общественн )м окружении, полу­ чили в своем воспитании традиционные жизненные понятия, их чувства и мыс­ ли уже сложились в строгую систему, в центре внимания общества находились представители господствующего класса— буржуазии и помещиков. Мелкая б у рж у ­ азия зависела от них. Н о вот совершилась пролетарская революция. Все привычные для мелкой буржуазии представления и нормы были нарушены, человеческие от­ ношения резко изменились; на первый план выдвинулись совсем другие люди— пролетарии. И х взгляды на жизнь, их мораль и весь чувственный мир ничем не п охожи на взгляды, мораль и чувства господствовавшего до того класса. Все это нужно было понять, и подавляющее большинство трудовой интеллигенции п о ­ няло происшедший исторический перево­ рот. Н о понять — это еще не значит прочувствовать. Осмыслить историческую миссию пролетариата — это еще совсем не то, что вникнуть в его внутренний пир. Последнее г о р а зд о труднее. Н о для писателя — «инженера человеческих душ» — последнее обязательно. Его де­ ло — создавать образы , человеческие х а ­ рактеры. Ис. Гольдберг в центр своего писатель­ ского внимания поставил представителей пролетариата и трудящегося крестьян­ ства — героев новых классов, вышед­ ших на историческую арену. Все после­ революционные произведения Ис. Гольд­ берга, особенно появившиеся за послед­ ние 8-10 лет, написаны на темы социали­ стического строительства. Сборник «Путь, не отмеченный на карте» — о граждан ­ ской войне в Сибири и ликвидации Кол­ чаковщины, «Поэма о фарфоровой чаш ­ ке» — о реконструкции промышленности Сибири и, наконец роман «Деьъ начина­ ется сегодня» — о колхозном строитель­ стве и борьбе с кулачеством. Д аже это простое перечисление показывает, чго Ис. Гольдберг тщательно выбирает для себя тему и подходит к этому выбору с точки 1 Разумеется, определяя тему отдель­ ных произведений Ис . Гольдберга, мы делаем это очень условно, так как в каждом из названных произведений р а з ­ решается не одна, а. несколько тем; точ­ но так же как в них даны обычно не одна, а несколько сюжетных линий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2