Сибирские огни, 1936, № 1
ди которых он прожил насколько лет, и это помешало ему сделать, казалось бы, логический шаг к оправданию всякого насилия сильного над .слабым. Ис. Гольд берг стал не апологетом предприимчивых торговых хищников, а их глубоким нена вистником и врагом. Поэтому при всей ошибочноеги философ ских установок И с Гольдберга на первом этапе его творчес кого развития, его «Тунгусские рассказы» и сейчас еще читаются с большим инте ресом, как богатый документ о прошлом маленького народа, освобожденного Ок- тябпьской революцией. «Тунгусские рассказы? автор писал, имея огромный запас наблюдений над жизнью тунгуоского народа. Это обу сл о вило богатейшую содержательность его произведений. К сожалению, наша кри тика за последние гады мало говорит об этом важнейшем уйяовии писательского успеха. Нельзя ггисать х о р ош о , с од е рж а тельно, разносторонне без самого ш и ро кого запаса наблюдений над р а зн о о б р а з нейшими сторонами человеческой дея тельности. У нас ведь иные литераторы начинают писать роман, например, о ры баках. побывав всего 1-2 месяца на пу тине. Мудрено ли после этого, что роман получается сухопзгоый, без мыслей, сло вом. очень бедный в познавательном от ношении. А между тем воп р о с о позна вательной роли нашей литературы имеет для нас огромное значение. Художествен ная литература должна обогатить чита теля знанием людей, человеческих х а р ак теров, общественных отношений. А это го -нельзя сделать без разносторонней, постоянно обогащаемой жизненной би о графии писателя. Для И с . Гольдберга в оп р о с о его полноценном знании жизни после революции встал необычайно остро . Насколько первые произведения писате ля были свежи и ярки, насколько они были полны фактами действительной жи зни, настолько о ст р о ощущается недо статок всего этого в произведениях п о с леднего десятилетия. Если «Тунгусские рассказы» и отчасти сборник «Путь не отмеченный на карте» вопреки некоторым ошибочным идейным установкам автора все же дают целый ряд правильных сведений о жизни людей сибирской тайги, то такие произведения, как «Главный штрек» или «День начина ется сегодня», несмотря н а .правильные политические взгляды автора, страдают схематичностью и надуманностью ситуа ций. В чем же тут дето? М ожет быть, — скажут некоторые, — писателю совсем не обязательно иметь правильное мировоз зрение? Может быть, о б ’ективная правда «вгюбьется» сама собой? Разумеется, такой взгляд глубоко оши бочен. Мировоззрение автора — это руль управления корабля. Без него писатель потонет в море жизненных фактов, не умея выбрать из них самое важное и ти пичное. Н о одним мировоззрением, одни ми—пусть даже х о р ош о и политически правильно продуманными — схемами и с кусства не создать. Нужна жизнь, ее глубокое знание, уменье видеть не толь ко ее странности, но и главное тенден ции. К сожалению, в последние годы у Ис. Гольдберга отмечается большой р а з рыв между его передовым мирово ззре нием и, так сказать, «чувственным в о с приятием мира1». Н а это обстоятельство совершенно правильно указал Б. Губер в св ое» докладе в Иркутске, в 1934 г. («Бу дущая Сибирь», кн. 6-я з а 1934 г.). Этот разрыв довольно сильно отражается на художественных достоинствах последних произведений Ис. Гольдберга. Сам т о себе факт такого разрыва' для отдельных представителей интеллигенции вполне естественен. Люди выросли в опре деленном общественн )м окружении, полу чили в своем воспитании традиционные жизненные понятия, их чувства и мыс ли уже сложились в строгую систему, в центре внимания общества находились представители господствующего класса— буржуазии и помещиков. Мелкая б у рж у азия зависела от них. Н о вот совершилась пролетарская революция. Все привычные для мелкой буржуазии представления и нормы были нарушены, человеческие от ношения резко изменились; на первый план выдвинулись совсем другие люди— пролетарии. И х взгляды на жизнь, их мораль и весь чувственный мир ничем не п охожи на взгляды, мораль и чувства господствовавшего до того класса. Все это нужно было понять, и подавляющее большинство трудовой интеллигенции п о няло происшедший исторический перево рот. Н о понять — это еще не значит прочувствовать. Осмыслить историческую миссию пролетариата — это еще совсем не то, что вникнуть в его внутренний пир. Последнее г о р а зд о труднее. Н о для писателя — «инженера человеческих душ» — последнее обязательно. Его де ло — создавать образы , человеческие х а рактеры. Ис. Гольдберг в центр своего писатель ского внимания поставил представителей пролетариата и трудящегося крестьян ства — героев новых классов, вышед ших на историческую арену. Все после революционные произведения Ис. Гольд берга, особенно появившиеся за послед ние 8-10 лет, написаны на темы социали стического строительства. Сборник «Путь, не отмеченный на карте» — о граждан ской войне в Сибири и ликвидации Кол чаковщины, «Поэма о фарфоровой чаш ке» — о реконструкции промышленности Сибири и, наконец роман «Деьъ начина ется сегодня» — о колхозном строитель стве и борьбе с кулачеством. Д аже это простое перечисление показывает, чго Ис. Гольдберг тщательно выбирает для себя тему и подходит к этому выбору с точки 1 Разумеется, определяя тему отдель ных произведений Ис . Гольдберга, мы делаем это очень условно, так как в каждом из названных произведений р а з решается не одна, а. несколько тем; точ но так же как в них даны обычно не одна, а несколько сюжетных линий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2