Сибирские огни, 1936, № 1
12 6 ЯШЮ1ШШ1Ш1ЯШ&1ШШШ1ПШШ!1ШЯШШЯШ91ШЯ1ШШШППВ1ШЛЛВ1ШПШв91й111ВЙ1ПШ№ПЯ^!1ВШв8вЯВВШ№1ШШ К. Р У Д Е Р куться с тем, что ф абрик а от в а з и к о лонн перешла на выработку продукции промышленного значения. И х высокое искусство, знания нужно использовать: вазы и колонны колыванских мастеров будут немалым украшением наших двор цов. Н аряду с промышленным пере устройством ф абрики нужно создать цех «предметов ро ск ош и » : изящных ве щиц из разноцветных камней, ваз и к о лонн. Опыт стариков « е должен кануть вместе с ними в вечность. Тесно в каменорезном отделении. Ко гда было наливное колесо и один-два деревянных станка, просторно было. Теперь — турбина системы «Фрейсис» в 120 лош. сил, шесть радиусных пил, столько же суппортных станков. Ка чающиеся поперечные пилы — желез ные, н о без зубков, на каждой станине от 1Q до 16 пил. Они приводятся в дви жение «дергачами» и при п ом ощ и н аж дака или к арборунда распиливают бес форменные глыбы на тонкие пластины. Резка пластин на бруски производится на «суппортных» станках с круглыми пилами и при помощи того же нажда ка или карборунда . Н аждак — разновидность корунда, от крытого недавно в количестве около 60 тысяч тони в Казакстанском Семиз- Бугу. Наждак окрашен в бурый цвет окисью железа. Эт о самый крепкий ми нерал, п о твердости уступающий только алмазу. Грекам, у которых искусство обработки твердых камней достигало о с о б о г о совершенства, много сотен лет назад был известен наждак, большие месторождения к отор ог о имеются на некоторых о стр ов ах Греческого архипе лага. П ри помощи этого наждака работают радиусные пилы, «суппортные станки» и станки-«пятисотки», изготовляющие по луфабрикат для шлифовального цеха. Шлифовка и полировка — более сложная работа , но станки столь же примитивны по своей конструкции. О с новное — вертящиеся шкивы, обитые свинцом. В к оробке , к которой прикре плен шкив, — наждак. Особым «прижи мом» бру ски подаются к шкиву. Грубая, неровная поверхность бру ск а сглажи вается, шлифуется. Переделка людей началась не так давно, одновременно с переходом ф а б рики на промышленные рельсы. М ария Кряжева — шлифовальщица, ударница. Это целая эп оха ! Д о 1930 г. женщины на этой ф абрике никогда не работали, молодежи тоже не было. Когда на ф а б рике было о б ’явлено о б «уравнении в правах женщин с мужчинами», начали принимать девушек. Это было неожи данно, но старики смолчали. На ф абрику приняли 30 девушек, но через неделю они ушли. Директор и не думал мириться. Это было серьезное ис пытание, к от о р ое требует выдержки. От нового н а б о р а ушла только поло вина, а потом и вовсе «утрамбовалось». М ария Кряжева может соревноваться с любым шлифовальщиком на качество и скорость обработки камней. И соревну ются и побеждают Кряжевы, Хмелевы, Евдокимовы. М ария получила премию за безукоризненную работу . М ария пода ла заявление в партию. Девушка на Ко- лыванской ф абрике становится в пере довые ряды! ...Когда в Колыван приехал инженер из Ленинграда, директор ф абрики с ним долго о чем-то совещался. Степан Ев- докимозич Лари онов , начальник партия по добыче яшмы, получил ср очн ое зада ние отыскать доброкачественный г о р ный хрусталь. Н а ф абрик е начались приготовления к новому производству. Был канун второй пятилетки. IV. ТАЙНА СК А Л И С Т О Й Г О РЫ У подн ожь я горы Синий-цвет стоял некогда маленький монастырь: неболь шая церковь и несколько домиков с кельями. Основание ему положил купец Малютоа, пожелавший загладить свои грехи распространением христианства среди язычников. Монастырь владел обширными зе мельным^ угодиями, лесами, лугами н пахотной землей. Отдавая землю в аренду туземцам, прежним ее хозяевам, монастырь брал с них п о 12 рублей за десятину под пашню, за пастьбу скота по 20 копеек с головы, по рублю с х о зяйства за право рубить дрова и по два рубля за место, занимаемое каждой ю р той. Туземцы относились к святой оби тели с нескрываемой ненавистью. Однажды, темной ночью , они напали на монастырь, перебили монахов , с о жгли церковь и ушли в горы с женами’ и детьми. Спасся лишь один монах Ки рилл Сутынкиж, который проводил эту ночь в пещере Скалистой горы. Поразительная была эта гора — Ск а листая. Версты три — под ’ем до верши ны. Люди в прежнее время поднимались на гору только с п ом ощ ью лошади, при вязавшись веревкой к ее хвосту. А на самой макушке горы неожиданно — ка менистый бассейн с прозрачной холод ной водой. Камни огромными блюдами, положенными одно на другое, выра стают из глубины о зе р а , поднимаются высоко вверх, подпирая облака. С о всех сторон обступают этот дикий бассейн голые скалы и только в одном месте есть узкий, неудобный проход , который ведет к озеру . У самой воды, напоми ная по ф о рм е созведие Большой Медзе- дицы, лежат двенадцать больших кам ней. Онн-то и привлекали внимание Кирил ла Сутынкижа. Ради них он часто оставлял монастырь и, карабкаясь с уступа на уступ, проводил время до на ступления темноты в маленькой пещере, на ложе из обтесанных ветром и д ож дями камней. Н очью он работал. О н рыл неустанно глубокую яму и сложные ходовые от деления, как крот, искусно маскируясь от случайных посетителей. В пещере на вершкне Скалистой горы до Сутынкижа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2