Сибирские огни, 1936, № 1

больше 20 тонн. Ваза эта и сейчас стоит в Эрмитаже. З а сто лет ф абрик а сделала 247 ваз разной величины, 74 колонны, 33 ками­ на и много мелких вещей для украше ­ ния церквей и княжеских дворцов. * 1932 год. Собрались на фабричном дворе старики, молодые поодаль сели, ра зговоры слушают. Панфил Петрович Акулов седой и слабоват глазами стал. Н о он все еще широкоплеч, могуч и крепок. Н а фабрике начал работать мальчиком «на подмазке». — Работали, известно, на «качалках*. Значит, шкив, свинцовый о б од на ж е ­ лезном стержне, а на стержень надева­ лась рулька деревянная, чтобы держать шкив. Рулька упиралась в колено, копье держало качалку. Мальчик подмазывал шкив наждаком , а рабочий шлифовал. Были еще станки, где вместо шкива — резец, диск такой был, это называлось «работать на кругу». Для граверной р а ­ боты были «надносные машинки» с блочком, с отверстием в трубке для ин­ струмента. П о всему помещению «К о­ лоссальное» (так называлось маленькое двухэтажное зданьице фабрики ) переда­ точные ремни шли, и ,все это вертелось от огромного наливного колеса. Александр Иванович Воротников вспо ­ минает, что при управляющем фабрикой Лаулине, если жена раб оч ег о выходила по воду чистенько одетой, мужа п о р о ­ ли: не балуй жену, как барыню. Старики смеются тихо и сдержанно, молодые волнуются: неправдоподобно, вроде. , ! I '' i — Факт, — подтверждают старики р а с ск а з Александра Ивановича. — Вон, Степан Евдокимович еще скажет. Степан Евдокимович Л арионов еще совсем «молодой», работал на фабрике «всего» 30 лет. ■— Это рисовальщик наш, — говорят о нем старики. Л арионов действительно когда-то кон ­ чил рисовальную школу, одновременно р абот ая на фабрике . Рисунки его посла­ ли в Петербург, там признали х о р о ­ шими. — Рисовалось легко, способности бы ­ ли, н о управляющий Андреев сказал: «Вкусишь сладкого, не захочешь г о рь ­ кого, от работы отобьешься» . И кончи­ лась моя к арьера рисовальщика. П ри советской власти Степан Евдоки­ мович ушел в коммуну, а потом, как опытный мастер, был призван фабрикой на работу. В последнее время работал начальником партии по добыче яшмы. Рядом с механическим — новая куз ­ ница. Н а земляном полу возится чело­ век в спецовке. Это директор фабрики Сгромцов. Он оторвался от формовки : — Детали отливаем, суппортные стан­ ки делаем. Стромцов — ленинградский рабочий, слесарь, механик, ф ормовщик и литей­ щик. Что делалось с фабрикой в годы р е ­ волюции, как она возродилась к новой жизни? С 1917 по 1920 г. ф абрик а стояла. Ко­ му нужны иыли в эти годы вазы и к о ­ лонны? Старые рабочие стали землеро­ бами. С 1920 по 1925 г. делали «зажи ­ галки»: броши и всякие безделушки из кварца и мрамора «на спрос» . Работало несколько человек, пустив в действие старое наливное колесо, получившее по­ чему-то название «чертополох». С 1925 по 1927 г. — на консервации. С 1927 го ­ да н. чинаются признаки жизни на ф а б ­ рике. С 1930 г. ф абрик а перешла в трест «Русские самоцветы». Начинается новая история фабрики. На карте Северной Америки вы уви­ дите один из южных штатов этой стра­ ны — Арканзас. Название это п р ои с х о ­ дит от одного из индийских племен, живших в этом штате. Недалеко от глав­ ного го р од а Литль-Рок вытянулись вдоль реки Арканзас высокие Озарко- вые -горы, содержащие в недрах г р о ­ мадные минеральные богатства. Именно оттуда мы и импортировали так называемые «оселки-Арканзас», с о ­ вершенно необходимые нашей п р о ­ мышленности. Бруски и оселки, н е о б х о ­ димые для точки, полировки и шлифов­ ки различных изделий и точных инстру­ ментов, делались из твердых кварцев о с о б о г о строения. Для нашей промыш­ ленности этих оселков требуется не­ сколько сот тысяч штук в год. Мы им­ портировали их из Арканзаса и плати­ ли за них золотом. Н о вот вспомнили о Колыванской ф а б ­ рике. В самом деле, зачем возить осел ­ ки из Америки, когда у нас есть ф а б ­ рика, есть Алтай, есть прекрасные ма­ стера? В России оселков никогда не делали? Эка беда! Научимся! Сырье? В Белорецком месторождении около 7 тысяч тонн цветного кварца уже о б ­ наружено . Белорецкий кварц преимуще­ ственно окрашен в красноватый и р о з о ­ ватый цвет, много также белого, как м о ­ локо, попадаются куски цвета желтого воск а и синевато-серые с блестками. Кварц оказался превосходным, такого по строению п ок а нигде не найдено. И Колыванская ф абрик а вдруг нашла свое место в строительстве социализма. Поиски путей закончились. Ф а б ри к а н а ­ чала вырабатывать гладильные валики для кожевенной промышленности и главным об р а зом бруски и оселки. О сел ­ ки с тех пор получили название «осел- ки-Алтай». А как с вазами, с колонна­ ми? М ож н о ли сочетать производство «предметов р о ск ош и » с промышленным производством «оселков-Алтай»? Вазы и колонны требуют большого шлифоваль­ ного искусства, годами закрепленной квалификации. Немного стариков на ф абрике оста­ лось, их м ожно по пальцам перечесть: Акулов, Голандцев, Зудов , Воротников, Л а ри он ов и еще пяток человек. Они лю­ ди с традициями периода «ваз . и к о ­ лонн». они не так ск о р о могли свык-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2