Сибирские огни, 1936, № 1
больше 20 тонн. Ваза эта и сейчас стоит в Эрмитаже. З а сто лет ф абрик а сделала 247 ваз разной величины, 74 колонны, 33 ками на и много мелких вещей для украше ния церквей и княжеских дворцов. * 1932 год. Собрались на фабричном дворе старики, молодые поодаль сели, ра зговоры слушают. Панфил Петрович Акулов седой и слабоват глазами стал. Н о он все еще широкоплеч, могуч и крепок. Н а фабрике начал работать мальчиком «на подмазке». — Работали, известно, на «качалках*. Значит, шкив, свинцовый о б од на ж е лезном стержне, а на стержень надева лась рулька деревянная, чтобы держать шкив. Рулька упиралась в колено, копье держало качалку. Мальчик подмазывал шкив наждаком , а рабочий шлифовал. Были еще станки, где вместо шкива — резец, диск такой был, это называлось «работать на кругу». Для граверной р а боты были «надносные машинки» с блочком, с отверстием в трубке для ин струмента. П о всему помещению «К о лоссальное» (так называлось маленькое двухэтажное зданьице фабрики ) переда точные ремни шли, и ,все это вертелось от огромного наливного колеса. Александр Иванович Воротников вспо минает, что при управляющем фабрикой Лаулине, если жена раб оч ег о выходила по воду чистенько одетой, мужа п о р о ли: не балуй жену, как барыню. Старики смеются тихо и сдержанно, молодые волнуются: неправдоподобно, вроде. , ! I '' i — Факт, — подтверждают старики р а с ск а з Александра Ивановича. — Вон, Степан Евдокимович еще скажет. Степан Евдокимович Л арионов еще совсем «молодой», работал на фабрике «всего» 30 лет. ■— Это рисовальщик наш, — говорят о нем старики. Л арионов действительно когда-то кон чил рисовальную школу, одновременно р абот ая на фабрике . Рисунки его посла ли в Петербург, там признали х о р о шими. — Рисовалось легко, способности бы ли, н о управляющий Андреев сказал: «Вкусишь сладкого, не захочешь г о рь кого, от работы отобьешься» . И кончи лась моя к арьера рисовальщика. П ри советской власти Степан Евдоки мович ушел в коммуну, а потом, как опытный мастер, был призван фабрикой на работу. В последнее время работал начальником партии по добыче яшмы. Рядом с механическим — новая куз ница. Н а земляном полу возится чело век в спецовке. Это директор фабрики Сгромцов. Он оторвался от формовки : — Детали отливаем, суппортные стан ки делаем. Стромцов — ленинградский рабочий, слесарь, механик, ф ормовщик и литей щик. Что делалось с фабрикой в годы р е волюции, как она возродилась к новой жизни? С 1917 по 1920 г. ф абрик а стояла. Ко му нужны иыли в эти годы вазы и к о лонны? Старые рабочие стали землеро бами. С 1920 по 1925 г. делали «зажи галки»: броши и всякие безделушки из кварца и мрамора «на спрос» . Работало несколько человек, пустив в действие старое наливное колесо, получившее по чему-то название «чертополох». С 1925 по 1927 г. — на консервации. С 1927 го да н. чинаются признаки жизни на ф а б рике. С 1930 г. ф абрик а перешла в трест «Русские самоцветы». Начинается новая история фабрики. На карте Северной Америки вы уви дите один из южных штатов этой стра ны — Арканзас. Название это п р ои с х о дит от одного из индийских племен, живших в этом штате. Недалеко от глав ного го р од а Литль-Рок вытянулись вдоль реки Арканзас высокие Озарко- вые -горы, содержащие в недрах г р о мадные минеральные богатства. Именно оттуда мы и импортировали так называемые «оселки-Арканзас», с о вершенно необходимые нашей п р о мышленности. Бруски и оселки, н е о б х о димые для точки, полировки и шлифов ки различных изделий и точных инстру ментов, делались из твердых кварцев о с о б о г о строения. Для нашей промыш ленности этих оселков требуется не сколько сот тысяч штук в год. Мы им портировали их из Арканзаса и плати ли за них золотом. Н о вот вспомнили о Колыванской ф а б рике. В самом деле, зачем возить осел ки из Америки, когда у нас есть ф а б рика, есть Алтай, есть прекрасные ма стера? В России оселков никогда не делали? Эка беда! Научимся! Сырье? В Белорецком месторождении около 7 тысяч тонн цветного кварца уже о б наружено . Белорецкий кварц преимуще ственно окрашен в красноватый и р о з о ватый цвет, много также белого, как м о локо, попадаются куски цвета желтого воск а и синевато-серые с блестками. Кварц оказался превосходным, такого по строению п ок а нигде не найдено. И Колыванская ф абрик а вдруг нашла свое место в строительстве социализма. Поиски путей закончились. Ф а б ри к а н а чала вырабатывать гладильные валики для кожевенной промышленности и главным об р а зом бруски и оселки. О сел ки с тех пор получили название «осел- ки-Алтай». А как с вазами, с колонна ми? М ож н о ли сочетать производство «предметов р о ск ош и » с промышленным производством «оселков-Алтай»? Вазы и колонны требуют большого шлифоваль ного искусства, годами закрепленной квалификации. Немного стариков на ф абрике оста лось, их м ожно по пальцам перечесть: Акулов, Голандцев, Зудов , Воротников, Л а ри он ов и еще пяток человек. Они лю ди с традициями периода «ваз . и к о лонн». они не так ск о р о могли свык-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2