Сибирские огни, 1936, № 1
шал лекции п р оф е с с о р а И о си ф а Блэка. На лекциях демонстрировалась модель машины Ньюкомена. В прохладной зале университета стояла мертвая тишина, к о гда знаменитый И о си ф Блэк развивал перед слушателями свою теорию скры той теплоты пара и теплоемкости. Н о однажды с моделью машины Ньюкомена случилась авария, и она в тот же день поступила в починку к Джемсу Уатту. Это было в 1763 г. Чиня эту модель, Уатт напал на идею — вынести охл аж дение пара из р абочего цилиндра. Эту идею о н осуществил через два года. Десять лет спустя Екатерина Вторая пригласила Уатта в Р о ссию , положив ему вознаграждение тысячу фунтов стерлингов. Д о нее Петр Первый поста вил н а со с англичанина Томаса Совери в своем саду, и таким об р а з ом первое практическое применение п ара , как ут верждает инженер Р. Тонков, было сде лано в России . Джемс Уатт в Р о с сию не поехал. Он вошел в компанию к з а водчику Бультону и счастливо прожил до конца дней своих, окруженный п о четом и уважением. Иван Иванович Ползунов был сыном солдата Екатеринбургской горной роты и родился он в 1730 г. В то время сол датские дети обязаны были обучаться в школе. Ч е ре з 125 лет горное началь ство, «принимая в соображение , что пе реход детей низших горных чинов в высшее сословие без крайней необходи мости не соответствует видам правитель ства», предлагало посылать в высшие учебные заведения стипендиатами толь ко детей «классных чиновников, имею щих на то право по происхождению» . Н о для горного дела требовались так же грамотные нижние чины, чтобы, как только «обучатся геометрии, оных не медленно определять в работы». Иван Иванович Ползунов, таким образом , кон чив школу, попал на колывано-воскре- сенские заводы, получил звание гитен- щтрейбера и оклад 2 рубля в месяц. Ползунов на три года раньше Уатта заявил Барнаульскому горному управ лению, что он составил проект машины, которая может действовать «через п о средство воздуха и паров, п рои сходя щих от варения в котле воды». Иван Иванович Ползунов знал о ма шине Ньюкомена, но ему не приходи лось никогда не только чинить, но и видеть модель этой машины. Когда проект Ползунова поступил, к действи тельному статскому советнику, автору «Наставления горного дела» издания 1760 г. А. Шлаттеру, тот признал, что «смелый вымысел автора за новое и з о бретение почитать должно». Иван Иванович Ползунов не дожил до дня осуществления его идеи. Он умер за неделю до того, как ученики его Дмитрий Лезвин и Иван Черницын укре пили воздушный ларь и привинтили мед ные трубки, после чего начальник кан целярии колывано-воскресенских зав о дов генерал-майор П орош ин приказал «под котлом огонь разводить, воду ва- рнть и машину в действие приводить». Обещанной Екатериной Второй награды в 400 рублей Иван Иванович Ползунов не получил. В котле появилась течь п о сле того, как машина Ползунова успела выплавить больше 14 пудов се ребр а и больше 14 фунтов золота. Чистый доход царской казны от применения машины Ползунова составил 11016 рублей и 10 с четвертью копейки. Приказ горного на чальства был краток и внушителен: «Оную огнедействующую махину р а зобрать и члены оной махины хранить в цейхгаузе на могущую иногда впредь быть надобность». В крепостной России , да еще в дале кой сибирской колонии, не наступило время для введения великих техниче ских усовершенствований, ш ирок о п ри менявшихся уже в Англии, ставшей на путь капиталистического развития. С о вершенно ре зонно алтайский механик и изобретатель Фрол ов доказывал Ползу- нову, что его машина не нужна, ибо «труд у нас даровой и лесу хватит... смотреть, ухаживать за ней будет неко му». Ползунов был на несколько голов выше своей среды. Он родился раньше Уатта, но в иных социальных условиях. С тех п о р прошло 170 лет. От этой махины теперь осталась одна только мо дель. Машина Ползунова, величиной с многоэтажный дом, так же п о х ож а на наш современный двигатель, как п р еж ний поселок Барна-аул на нынешний Барнаул с социалистическим меланже вым комбинатам. III. П Р ОШ Л О Е И Н А СТ О ЯЩ Е Е Член «Кабинета» по делам колывано- воскресенских заводов, услужливый к а валер и чопорный царедворец П. Соймо нов писал управляющему заводами Г. Качке: «Поднесенные ее императорскому в е личеству разные п орфиры и брекчии, агаты и яшмы, в окружности, о б ’емле- мой колывано-воскресенскими заводами, удостоены были высочайшего благово ления... Когда удостовериться будет можно о месте пребывания их, то уч ре дить каменную ломку, стараясь поелику возможно отрывать наибольшие куски для колонн и вазов». Исполняя это поручение, Г. Качка от правил 9 изыскательских партий, к от о рые открыли богатейшие месторожде ния самоцветов: Ревневское, Коргои- ское, Белорецкое и Риддерское, по име ни Филиппа Риддеоа, начальника п а р тии, а в селении Кольгвани, там, где раньше у подножья горы Фабричной стоял Демидовский медеплавильный з а вод, была построена в 1802 г. шлиф о вальная фабрика . С этих п ор воды речки Белой были взнузданы плотиной, и завертелось ог ромное наливное колесо в 8 с полови ной метров диаметром и в полтора мет р а шириной; с этих п ор люди были п ри шиты к «теркам» и, пользуясь нажда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2