Сибирские огни, 1936, № 1
120 тмяшяшшшшшшвттшшюяштшаяшвшяшишшшшшт к . р у д е р . насьевич Кущевский, автор известного в семидесятых годах романа «Николай Негорев или благополучный россиянин», и работал талантливый механик Козьма Дмитриевич Фролов , изобревший колес ное устройство для выкачивания воды из рудников и высоко поднявший тех нику горного дела. Здесь был препода вателем выдающийся ученый В. В. Рад- лов и здесь впервые Степан Иванович Гуляев открыл дешевый с п о с о б окраски овчин в черный цвет, смешивая отвар ивовой, а лотом сандальной коры с раствором хромово-кислого кали, после чего барнаульские шубы приобрели з а служенную известность. И стория Барнаула начинается с тех пор, как алтайские звероловы открыли медную руду около о з е р а Колывани, недалеко от владений джунгарского кня зя Ролдан Чирина. Тогда н а Алтай п ри были люди Акинфия Демидова под уп равлением под ’ячего Дмитрия Семенова, по прозванию «Козьи Ножки» . Для вы плавки медной руды потребовалось т о пливо и удобным для выжига угля о к а залось место около устья речки Барна- улки — уголок, богатый лесом и живой силой воды. Здесь были заложеы п ер вые «курени» и с о о р уж ен огромный пруд, чтобы вызвать к жизни дремлю щие силы для действия водяных колес. Г. Няшин в своих исторических запис ках рассказывает, что в 1730 г. на ле вом берегу Оби , — при устье речки, именуемой немецким ученым Гмелиным, посетившим эти места, Барна-аул, — приказчики Акинфия Демидова п о стр о или несколько домов, и таким об р а зом возник поселок. Умен и предприимчив был Акинфий Никитич, сын бывшего тульского к у з неца «Демидыча», потом оружейного мастера^ а позже , по воле Петра П е рв о го, крупного заводчика на Урале. Акин фий Никитич быстро приумножил отцов ское наследство, получил дворянское звание и право разведывать и р а з р а б а тывать недра Алтая. Лет за шесть-семь до Барнаула началась история Колыва- но-воскресенского медеплавильного з а вода н а речке Локтевке. А в 1738 г. п о селок на речке Барна-аул был п рев ра щен в Барнаульский завод, для защиты к оторого Демидову было разрешено «собственным коштом» построить к р е пость. Сотни лет прошли с тех пор , и там, где когда-то был заводский пруд и се реброплавильный завод Акинфия Деми дова, — ныне государственный лесо пильный завод, завод имени рабочего , почетного пролетария Ивана Степано вича Казанцева. Н а месте горной лабо ратории — городской музей. Он был открыт сто десять лет назад для моде лей и макетов горных работ . Двухэтажное белое, чистенькое зд а ние. Приветливые люди. Поразительное сочетание эпох, событий, фактов: «Пей заж » — мозаика художника Меклаева и эскиз — «Лига наций разоружается» . «Пейзаж» — картина, сделанная талант ливой рукой из разноцветных стеклы шек. А рядом — партизанская пушка, сделанная в дни революционных бурь не менее талантливой рукой кузнеца Бе- дарева в селе Павловском. П ри опыте пушка стреляла на 3 версты самодель ными неразрывными сн аряд ами .^ Старый, выцветший, желтый лист. «Известия», орган Змеиногорского ис полкома, № 10, воскресенье, 12 мая 1918 г. Письмо в редакцию: « ...Народ у нас весь склонен к советской власти. От всего нашего общества оказываем полное доверие и приветствуем испол ком...» Когда через некоторое время при шлось отстаивать эту власть с оружием в руках , на лесопильном заводе, в де ревне Самодуровке , Владислав Гомбичек в 1919 г. соорудил , как умел, пушку, и она верой и правдой служила, как мог ла, партизанским боевым интересам. Из этой пушки стреляли п о п ароходам . Это была береговая партизанская артилле рия... Деревянная, с железными о б р у ч а ми, пушка Гомбичека напоминает пища ли наших далеких предков. От нынеш ней техники Красной армии она отли чается так же, как оранг-утанг от 'куль турного человека. Н о пушка Владислава Гомбичека — факт, он а занимает почет ное место в Барнаульском музее и над ней — пробитое пулями и штыковыми ударами, овеянное легендами и п о р о х о вым дымом «знамя 6-й горно-степной дивизии партизанской Красной армии», с опасностью для жизни вынесенное из многочисленных боев за родной совет ский Алтай. Н о вот чугунный барельеф действи тельного статского советника Акинфия Никитича Демидова, модель машины для чеканки сибирской монеты, макет Змеиногорского рудника и. огромных р азм еров модель «огнедействующей ма хины» Ивана Ивановича Ползунова. Вы снова отброшены назад на полтора ве ка, вы снова в царстве теней. Творцом современного паромашино- строения почитается Джемс Уатт, англи чанин, который прожил 83 года и кото рому в Вестминстерском аббатстве п о ставлен памятник. Н а памятнике — пла менная надпись о творческом уме У ат та, который «увеличил силу человека и себя поставил на выдающееся место срг- ди людей науки и остальных «благоде телей мира». Иван Иванович Ползунов не был зачислен в число благодетелей мира, он умер от горловой чахотки, к о гда ему было всего 36 лет, и памятника ему современники не поставили. Только вульгарные историки могут рассказывать о гениальном вдохновении Джемса Уатта при виде кипящего чай ника. «Атмосферические» машины суще ствовали задолго д о него. Уатт ремонтировал физические п риб о ры в Глазговском университете и слу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2