Сибирские огни, 1936, № 1

120 тмяшяшшшшшшвттшшюяштшаяшвшяшишшшшшт к . р у д е р . насьевич Кущевский, автор известного в семидесятых годах романа «Николай Негорев или благополучный россиянин», и работал талантливый механик Козьма Дмитриевич Фролов , изобревший колес­ ное устройство для выкачивания воды из рудников и высоко поднявший тех ­ нику горного дела. Здесь был препода­ вателем выдающийся ученый В. В. Рад- лов и здесь впервые Степан Иванович Гуляев открыл дешевый с п о с о б окраски овчин в черный цвет, смешивая отвар ивовой, а лотом сандальной коры с раствором хромово-кислого кали, после чего барнаульские шубы приобрели з а ­ служенную известность. И стория Барнаула начинается с тех пор, как алтайские звероловы открыли медную руду около о з е р а Колывани, недалеко от владений джунгарского кня ­ зя Ролдан Чирина. Тогда н а Алтай п ри ­ были люди Акинфия Демидова под уп ­ равлением под ’ячего Дмитрия Семенова, по прозванию «Козьи Ножки» . Для вы­ плавки медной руды потребовалось т о ­ пливо и удобным для выжига угля о к а ­ залось место около устья речки Барна- улки — уголок, богатый лесом и живой силой воды. Здесь были заложеы п ер ­ вые «курени» и с о о р уж ен огромный пруд, чтобы вызвать к жизни дремлю­ щие силы для действия водяных колес. Г. Няшин в своих исторических запис­ ках рассказывает, что в 1730 г. на ле­ вом берегу Оби , — при устье речки, именуемой немецким ученым Гмелиным, посетившим эти места, Барна-аул, — приказчики Акинфия Демидова п о стр о ­ или несколько домов, и таким об р а зом возник поселок. Умен и предприимчив был Акинфий Никитич, сын бывшего тульского к у з ­ неца «Демидыча», потом оружейного мастера^ а позже , по воле Петра П е рв о ­ го, крупного заводчика на Урале. Акин­ фий Никитич быстро приумножил отцов­ ское наследство, получил дворянское звание и право разведывать и р а з р а б а ­ тывать недра Алтая. Лет за шесть-семь до Барнаула началась история Колыва- но-воскресенского медеплавильного з а ­ вода н а речке Локтевке. А в 1738 г. п о ­ селок на речке Барна-аул был п рев ра ­ щен в Барнаульский завод, для защиты к оторого Демидову было разрешено «собственным коштом» построить к р е ­ пость. Сотни лет прошли с тех пор , и там, где когда-то был заводский пруд и се ­ реброплавильный завод Акинфия Деми­ дова, — ныне государственный лесо­ пильный завод, завод имени рабочего , почетного пролетария Ивана Степано­ вича Казанцева. Н а месте горной лабо ­ ратории — городской музей. Он был открыт сто десять лет назад для моде­ лей и макетов горных работ . Двухэтажное белое, чистенькое зд а ­ ние. Приветливые люди. Поразительное сочетание эпох, событий, фактов: «Пей­ заж » — мозаика художника Меклаева и эскиз — «Лига наций разоружается» . «Пейзаж» — картина, сделанная талант­ ливой рукой из разноцветных стеклы­ шек. А рядом — партизанская пушка, сделанная в дни революционных бурь не менее талантливой рукой кузнеца Бе- дарева в селе Павловском. П ри опыте пушка стреляла на 3 версты самодель­ ными неразрывными сн аряд ами .^ Старый, выцветший, желтый лист. «Известия», орган Змеиногорского ис­ полкома, № 10, воскресенье, 12 мая 1918 г. Письмо в редакцию: « ...Народ у нас весь склонен к советской власти. От всего нашего общества оказываем полное доверие и приветствуем испол­ ком...» Когда через некоторое время при­ шлось отстаивать эту власть с оружием в руках , на лесопильном заводе, в де­ ревне Самодуровке , Владислав Гомбичек в 1919 г. соорудил , как умел, пушку, и она верой и правдой служила, как мог­ ла, партизанским боевым интересам. Из этой пушки стреляли п о п ароходам . Это была береговая партизанская артилле­ рия... Деревянная, с железными о б р у ч а ­ ми, пушка Гомбичека напоминает пища­ ли наших далеких предков. От нынеш­ ней техники Красной армии она отли­ чается так же, как оранг-утанг от 'куль ­ турного человека. Н о пушка Владислава Гомбичека — факт, он а занимает почет­ ное место в Барнаульском музее и над ней — пробитое пулями и штыковыми ударами, овеянное легендами и п о р о х о ­ вым дымом «знамя 6-й горно-степной дивизии партизанской Красной армии», с опасностью для жизни вынесенное из многочисленных боев за родной совет­ ский Алтай. Н о вот чугунный барельеф действи­ тельного статского советника Акинфия Никитича Демидова, модель машины для чеканки сибирской монеты, макет Змеиногорского рудника и. огромных р азм еров модель «огнедействующей ма­ хины» Ивана Ивановича Ползунова. Вы снова отброшены назад на полтора ве­ ка, вы снова в царстве теней. Творцом современного паромашино- строения почитается Джемс Уатт, англи­ чанин, который прожил 83 года и кото ­ рому в Вестминстерском аббатстве п о ­ ставлен памятник. Н а памятнике — пла­ менная надпись о творческом уме У ат ­ та, который «увеличил силу человека и себя поставил на выдающееся место срг- ди людей науки и остальных «благоде­ телей мира». Иван Иванович Ползунов не был зачислен в число благодетелей мира, он умер от горловой чахотки, к о ­ гда ему было всего 36 лет, и памятника ему современники не поставили. Только вульгарные историки могут рассказывать о гениальном вдохновении Джемса Уатта при виде кипящего чай­ ника. «Атмосферические» машины суще ­ ствовали задолго д о него. Уатт ремонтировал физические п риб о ­ ры в Глазговском университете и слу­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2