Сибирские огни, 1936, № 1
Чтобы не ло топить землю, Тюрун начал пить воду из моря и столько выпил, что ноги Андалма-Мууса стали на виду. Т о гда Тюрун схватил его з а ноги, выта щил из моря и так сильно ударил о камни, что кровь брызнула и внутрен ности его разлетелись во все стороны, окрасив .все кругом. От того и камни разноцветные сделались... — Вы спрашиваете, для чего инжене р у из Колывана понадобился горный хрусталь? Т очн о о б ’яснить вам я не смогу. П о правде говоря, они не то, что надо, ищут. Вы лучше узнаете о б этом в Колыване. Сутьгнкиж погладил свои редкие се дые волосы и расправил вьющуюся кольцами взлохмаченную бороду . — А про старую жизнь у меня кое- что сохранилось в памяти. Судя п о ра с ск а зу Сутьгнкижа, назва ние того места — Колыван — о б ’ясня- лось самым неожиданным образом . Ег о р а с ск а з оказался очень путаным и неяс ным; мне пришлось его потом о сн ов а тельно дополнить из других источни ков. Ск ольк о легенд, преданий, записан ных или из уст в уста передаваемых, существует о прои схождении названий городов , рек, г о р ! Г. Гребенщиков р а с сказывает, что первая ру с ская деревня на юге Алтая — Фыкалка, основанная на берегу живописной речки Белой, бы ла названа так потому, что старики, п о селившиеся там, порядком «пофыка- ли», пока добрались до нее. А в пред горьях Алтая, недалеко от Бийска, есть деревня Тайная, получившая свое на зва ние от того, что население ее в давние времена скрывалось от в з о р ов п рави тельства и п р о ст о любопытных. Н о это что! Читал я как-то в старой «Памятной книжке» Томской губернии, что на ме сте нынешнего Кузнецка некогда жил народец — аболары. У этого народца было укрепление. Когда русские не мог ли взять его силой, они прибегли к хитрости; устроили подкоп. Внезапное появление ру с ски х так поразило о с а ж денных, что они покорились. Б ори с Г о дунов, узнав, что жители п окоренного укрепления занимались исключительно кузнечным ремеслом, г о р од назвал Куз нецком. Когда аболары основали свое укрепление — неизвестно. Н о через не к от о р ое время, после того как ру с ск ое войско ушло, тунальцы — был такой народец — напали на город . И з этой беды, повествует мудрый историк, г о р од выручил двенадцатилетний мальчик, к о торый ловко направил пушку на не приятеля, и тот после первого залпа обратился в бегство. У Кольгвана, Зыряновска и разных мест Алтая, богатых дорогими и ск о паемыми, несколько другая история. Н о Сутынкижу эта история выглядит так. ...Над большой плодородной и б о г а той растительностью Бухтарминской д о линой медленно выплывает ор анж евое солнце. Долина вытянулась на ки лометров в длину, она втиснута в г о ры, одетые величественным пихтачом, среди к от ор ог о островками вкраплена зелень бере з и унылой осины, похожей на осеннее небо. Солнце только успело подняться из-за высокой сопки. П о тропинке, берегом речки Бухтармы, во весь оп о р мчится на низкорослой лошаденке мальчик. Он врывается ,в поселок, скрытый от глаз посторонних горами и лесом с дик ора стущей калиной, черемухой и рябиной. С открытой поляны несет густым а р о матом меда от больших белых цветов борщевика . Ок ол о домика с резными ставнями мальчик круто осаживает лошадь, сту чит в окно . Оттуда высовывается голо ва, подстриженная «под горшок» , с длинной черной бородой. Мальчик что- то говорит взволнованным голосом, ок но захлопывается, и лошадь снова несет седока по горным тропинкам, то ныряя в пропасть, то поднимаясь на гребни высоких с оп ок — туда, где час тому назад мальчик случайно заметил следы неизвестных людей. В этих местах много лет назад, под защитой неприступных скал, нашли се бе убежищ е те, кому в пределах старой Р о с сии было трудно жить. Сюда , в зна менитое «Беловодье», спасались р а скольники от гонений за веру, рекруты и солдаты от вечной службы; бежали заводские крестьяне и мастеровые. Вда ли от стеснений и преследований эти люди сложились в св о е о б р а зн о е общ е ство «каменщиков», горцев, живущих «в камню», с особыми порядками и с о б ственными, неписанными, но строго и с полнявшимися законами. Алтай производят от «лова Алтын, что по-монгольски означает золото. У китайцев Алтай известен под именем Тянь-Шань, то-есть Золотые горы. Н о «каменщики» не гнались з а золотом, да и добывать его они не умели. Правда, в этих местах доисторический народец чудь, не знавший еще железа и .водо отливных средств, уже производил не глубокие горные выработки. В Золото- ушинском руднике люди промышленни ка Акинфия Демидова встретили старую крепь н а глубине даже; около 40 мет ров : чуди знали искусство крепления горных выработок. «Каменщики» ж е не занимались^ г о р ным делом, они возделывали пл одород ную землю; они) занимались пчеловод ством, мараловодством, скотоводством, ремеслами и вели меновой торг с тузем- цами-монголами. Протопоповский поселок, названный по имени своего патриарха , р а сп ол о жился здесь у Бухтармы не так давно. Больше десятка лет назад эти люди д о стигли Змеиной горы, а затем, подняв шись на Гляден-гору, увидели перед с о бой цепь синеющих сопок и самую вы сокую из них — красавицу Синюху. Туда и направились. Не думали протопоповцы, что с к о р о придут сю д а государевы люди, начнут рыскать по всем углам, будут рззвора-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2