Сибирские огни, 1936, № 1

ЗАПИСКИ СИБИРЯКА, 97 > ош 'Служили одной цели: поддержанию ■темноты и невежества в народной массе да искоренению всяческих «злых» мыслей, вызывавшихся голодом и самоуправством властителей. Наряду с этим появились в деревне новые платные должности,"— зав. рабо­ тами, зав. продоволь станем, сборщики, казначеи и т. п. Сельская администра­ ция — староста, писарь и другие — на­ шла подходящий момент для увеличения себе жалования ни много пи шало, как на 50 проц. Наконец вступившие в строй новые церкви значительно увеличивали армию попов и прочих тунеядцев. Словом, какой оы новый расход ни возникал — он целиком относился за счет помощи голодающим. Так — день з а днем — - около казенного сундука образовалась до­ вольно теплая компания всякого рода дельцов п проходимцев. Возглавляя организацию по борьбе с голодом, а также строительства церквей, эти господа храиили у себя на руках по 2-3 тысячи казенных и общественных де­ нег. Располагая такой суммой, они очень не плохо обделывали свои дела и делиш­ ки, ведя (как говорила тогда деревня) «борьбу с голодом» в собственном хозяй­ стве. Некоторые из них ухитрялись даже открывать на эти деньги торговлю. К это­ му надо добавить, что состояние в долж­ ности полностью освобождало от бееплат- , ных общественных работ и каких бы то ^ ни было денежных обложений. А таких работ и таких обложений знала деревня не мало в описываемое голодное время. Вот пример. У « а с строилась церковь,. Работа ио за­ готовке и вывозке леса выполнялась об­ ществом бесплатно. Зимой и летом, в сту­ жу и зной, тянулись истощенные бедняц­ кие кляченки с непосильным грузом. II бы­ вали случаи, когда эти кляченки тут же, в пути , падали костьми, как говорится, во славу божыо. Помимо этого, каждая живая душа п душонка должна была в обязательном по­ рядке вносить еще ежегодно по пяти руб­ лей и вое на ту же церковь. Находясь во главе строительства п дру­ гих организаций, богатеи в первую •■>че- ре>дь предоставляли работу своим род­ ственникам, заработки которых доходили до 2 -4 рублей в день. Беднота, конечно, не имела этого и должна была удовлетво­ ряться теми 10- 3 0 копейками, о которых л уже упоминал. Так, молча и покорно отдаваясь попов­ скому обману и жестокой кулацкой экс- плоатации, беднота иногда обращала свой взор в Западу: — Эх, Рассекшгка-матушка!.. Вот1 те и золотая обширная Сибирь, вот те и не­ проходимые леса и дубравы! Реки, озера с золотой рыбой... Калачи сибирские завар- пые!.. Выходит, что обманули нашего бра­ та — • рассейского лапотника!.. Обману­ ли!.. Знать бы наперед да жить бы за по­ мещиком, лопать арлсаной хлебушка!.. 'Гу­ ды ее, Сибирь эту... Грех один... Пра-а... Косо и недружелюбно смотрели на бед­ ноту старожилы и богатеи: — (Кабы вас, желтодырых чертей, не бросили к нам — все бы ладно у нас было. Деды, прадеды наши жили здесь да умерли, благословись со Христом... Соблюл нас господь, помогал, кормилец наш... Рожь-то, пшеничка-то родились во! — выше головы... Да ровно свинцом налитые стояли... И, цыркнув сквозь зубы слюной, за­ ключали рассказ свой откровенным при­ знанием: — У-у, проклятущие!.. Чорт вас по­ слал нам, а не господь... У господа таких желтодырых не бывает. Новая беда, — нежданная, негадан­ ная: мобилизация! Зашныряли по. дерев­ ням попы и урядники. Сходы. Молебны. На сходах, па молебнах говорили, что такой-сякой Китай отважился итти вой­ ной н а царя-батюшку, супротив народа русского, супротив православной веры. Начальство потрясало кулаками и било себя в грудь, клянясь в верности право­ славию, царю и отечеству., Поны разда­ вали листовки, призывавшие православ­ ных отдать жизнь за дело, в верностЯ ко­ торому с пеной у рта клялось начальство. Деревня застонала, завыла. Отец мой ходил мрачный. — Милый ты мой, Сенюшка, — при­ читала бабушка, смотря на отца и зали­ ваясь горькими слезами. — Неужто и тебя потребуют?.. i Глядя на бабушку, ревел и я . — Вот окаянные, вот нехристи! -— слышалась по ночам беспокойная бабуш­ кина воркотня. — И чего это они взбун­ товались там? Чем это мы не угодили им?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2