Сибирские огни, 1936, № 1
толпы и решительно подошел к моему отцу. — Ты что, так твою так! — зарычал не своим голосом Кабычкин, хватая отца з а грудь. — Сатанинскую машину поку пать вздумал? Х/растову кровь гнать за хотел? ■Оттолкнул отца и, широко распахнув руки, — к сходу: — • Братцы, доколе же терпеть нам христопродавцев, а? .. Видали, что вздума ли? Сатанинский струмент на деревне ста вить, а? Повернулся я к агенту: —- Делом говорю тебе — езжай, отку да приехал! Вот!.. Не то... — Кабычкин подошел к перепуганному агенту и по тряс перед «го золотыми очками огром ным кулачищем: — Дух вон!.. Так и знай ... Упрежда ем тебя. Сказал — и размашистой походкой по шел н а свое место. Возражать, успокаивать было небезо пасно. От покупки сепараторов пришлось ■отказаться. Но когда решение было выне сено, агента на сходе уже не оказалось: улучив минуту, он скрылся, боясь рас правы . Спустя некоторое время, первым отва жился приобрести сепаратор торговец Бу- челыигков. Мужики успели чуточку «отой ти» , но все же присутствие на, деревне ■сатанинской машины долго не давало им покоя. — Вот нечистая сила влезла и к нам! — поговаривали они, посматривая н а сепаратор. — Сила-то нечистая, а сливочки бьет да денежки кует, -— отвечал, посмеиваясь, Бучельников. — Пускай кует, — отвечали прене брежительно. Однако сепаратор начинал соблазнять. — Ишь ты . . . дьявол... А ведь и вправ ду здорово выходит... — И робко шеве лилось в мозгах 'раскаяние: — А может и зря сделали, что отказались тогда... Кто ж е это знал ... Мы народ темный... П О М О Щ Ь Г О Л О Д А Ю Щ И М Правительственная помощь пришла только к концу второго неурожайного го да. Скудная была эта помощь! В летнюю пору всех трудоспособных, ■сгоняли на ремонт трактовых дорог, на очистку болот я рямов от кочек, на резку мха и торфа. Поденная плата была от 10 до 30 копеек пешему и до 50 копеек кон ному. Собранные корни, кочкарь и мох свозились на деревню в распоряжение местной власти, т. е. кучки наших бога теев, которые и распределили кормовой паек среда своего же брата да многоло шадных «крепких» мужичков. Одно—и двухлошадной бедноте милостиво разреша лось брать по две-три к очш на лошади ную голову, но с места работы, т. е. бед нота цолжна была сначала привезти корм для кулаков, а затем уже ехать обратно для себя. Нужно ли говорить, какая поль за была от этой помощи изнуренной ско тине! Снабжение населения хлебом почти по всеместно начали проводить только на третий год неурожая. Рядом с нами, у заместителя сельского писаря Воронина, организовали небольшую выпечку хлеба и раздачу его населению. Детям до 12 -летнего возраста выдавалось по три четверти фунта на день, работав шим по ремонту дорог i t . я . —- т о полу фунту. Остальное голодающее население от этой помощи было устранено. Лишены были п айк а и те, кто ходил по дерезпе с «горбовиками», 'а таких у нас насчиты валось около 1 5 -2 0 проц., причем боль шинство их принадлежало к многосемей ной бедноте. Кое-где организовано было для детей общественное питание. Вот как оно «вы глядело»: кусочек ржаного хлеба, стакан гречневой или какой-нибудь другой , жи жицы, ржавая селедка или четверть фун т а солонины. Такова была правительственная помощь вымиравшей от голода деревне. Правда, ходили слухи, что на каждого голодающего было ассигновано до 50 -6 0 рублей в год, фактически же (если взять расходы но моей деревне) больше В-10 рублей израсходовано не было. И вот по чему. Голод и эпидемии создавали благоприят ную почву для всякого рода народных воз мущений. Чтобы избежать и предотвра тить их, местные власти избрали методом борьбы с обрушившимся на деревню бед ствием в первую очередь оказание насе лению «духовной» помощи. На тогдаш нем языке это означало усиление строи тельства новых церквей, часовен и про чих очагов мракобесия. Достаточно ока зать , что за четыре голодные года таких очагов было построено несколько сот в «д- ной только пашей губернии, — и все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2