Сибирские огни, 1935, № 6
ДНЕВНИК «СИБИРСКИХ ОГНЕЙ» ]11!!!Ш!М!!111!Н111!1Н!111111111111!1 М 203 влекают внимание. Расплавленная струя чугуна, огненно-красные отсветы и бе- лое сияние дня, динамичные клубы пара и мощные формы и профили механиз- мов, — все это прекрасно оттеняет ра- дость и величие нашей социалистичес- кой действительности. Интересна, хотя и очень спорна, попытка Пименова в кар- тине «Работницы-ударницы. Уралмаш» передать праздничность социалистичес- кого труда, используя приемы француз- ских импрессионистов — мастеров осве- щения. Картина несет сильный груз эс- тетско-созерцательного любования и к тому же страдает рядом недостатков. Невыразительны и невыписаны лица. Тем- ные тяжелые пятна станка выпадают из общей светлой гаммы. Обилие производ- ственной аппаратуры недопустимо за- гружает картину. Из картин, посвященных Кузбассу, вы- деляются по своей художественной куль- туре работы Шегаля «Коксо-химический комбинат Сталинского завода» и Покар- жевского «Анжерка. Новая шахта №15- бис». Вообще же Кузбасс творчески пред- ставлен на выставке слабее, чем Урал. Стоящая особняком «Стройка Чуйского тракта» Финогеева бледна. Художник не сумел дать ни трудового напряжения, ни своеобразия й красоты тракта, ни пре- лести Катуни и Алтая. Произведения части художников удач- но отражают одну из особенностей ми- ровоззрения нового человека—бодрость, ясность, жизнерадостность^. Они дают хорошую зарядку зрителям и являются по своему настроению весьма ценными достижениями выставки, Такова, напри- мер, картина Такке «Завод им. Каба- кова. Смена». В улыбчивые и смеющие- ся открытые лица юношей и девушек— молодых горняков—бьет солнце. Высо- кое небо с белоснежными и динамичны- ми облаками усиливает настроение ра- дости. А вот «Медный цех завода «Уралмаш» — Иогансона. Ажурные и легкие леса новостройки поднялись с земли. Белые, как лебеди, обширные па- латки строителей, перекликаясь со снеж- ными облаками, создают ощущение ра- достного пафоса строительства. Из ряда широких панорам социалисти- ческих индустриальных гигантов и руд- ников выделяется полотно Яковлева «Завод Магнезит. Рудник». Художник сильно передает своеобразной техникой письма и перспективой с высокой точки зрения облик раскрытых и разворочен- ных недр земли. Вместе с картиной Тер- психорова «Ремонт узкоколейки на цен- тральном руднике горы Благодать» это произведение представляет на выставке интересный жанр-советского искусства,— пейзаж под углом глубокого преобразу- ющего воздействия на него социалисти- ческого мощного труда. Однако, в целом художники, представ- ленные на выставке, не сумели доста- точно сильно отобразить пафос социали- стического труда, его героику, его ритм и темпы, его коллективный побеждаю- щий напор. В подавляющем большинстве на картинах—разрозненные, порой слу- чайные фигуры в невыразительных или прямо застывших позах. Чуть ли не единственное исключение — картина По- манского «В.-Губаха. Штольня им. Ка- линина. Бригада ударников в забое». Портреты ударников — лучших лю- дей социалистического наступления—за- нимают количественно крупное место на выставке. Но лишь в немногих из них улавливается стремление и умение за внешним физическим сходством передать и особенности характера, сделать попыт- ку подняться на высоту больших реали- стических обобщений. Наиболее удачны в этом отношении работы Покаржевско- го. Вот портрет лучшего ударника Суд- женки т. Федорова. Выразительное ли- цо — волевое, подвижное, готовое к действию — подчеркивается решитель- ной и энергичной линией руки, сжимаю- щей отбойный молоток. Культурой и мыслью веет от сухого лица обер-масте- ра тов. Ровинского. Заслуживает внимания замысел Пиме- нова дать образ работниц в домашнем быту в картине «Работницы-ударницы за чаем». Но художник увлекся красотой точеной «под слоновую кость» женской руки, переливами шелка блузки и света на золотистых волосах, и портретная характеристика лиц очутилась на заднем плане. Они вышли какими-то блеклыми, невыразительными. Жанр пейзажа по живописной куль- туре занимает одно из значительных мест на выставке. «Пейзаж курорта Яниц-Тау» и «Живот- новодческий колхоз в Башкирии» Весе- ловского останавливают тонкой гармо- нией и выдержанностью колоритной гам- мы. Прекрасно схвачена красочность не- ба, его соотношение с тоном гор, соот- ношение воды с осокой и плотиной. Хо- рошо чувствуется пространство степи и рельеф гор заднего плана. В ряде этю- дов Мешкова на тему лесосплава худож- нику удалось передать обаяние северной холодноватой природы. Небольшую вещь Пшеничникова «Ста- ратели за работой» в значительной ме- ре должно отнести к пейзажу. От нее веет проникновенной поэтической пре- лестью наступающего вечера, пустынной тишины. Отлично даны силуэты недвиж- ных коней на фоне гаснущего неба. Особо следует отметить превосходные рисунки черным карандашом Рыбченко- ва с его уверенной, смелой и меткой манерой («Река Исеть», «Алюминьстрой») Выставка не лишена ряда крупных не- достатков. На ней можно встретить про- сто слабые и незрелые работы (Деви- нов «Шахта Коксовая», Нюренберг — Забойщик шахты 9-15 Анжерки тов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2