Сибирские огни, 1935, № 6

202 1№1!1111!1!1Ш111Н111Ш1!1^ ДНЕВНИК «СИБИРСКИХ ОГНЕЙ» ВЫСТАВКА „УРАЛО -КУЗБАСС" В октябре-ноябре в новосибирском клу- Крупный мастер современной советс- бе имени Сталина прошла художествен- кой живописи Соколов-Скаля, к сожале- ная выставка, посвященная Урало-Куз- нию, выставил только один эскиз «Ива- бассу. В трех больших комнатах разме- ново-вознесенские рабочие вливаются в стили'сь работы, почти исключительно чапаевскую дивизию». Тщательно строя маслом, различных жанров — : от тема- свои большие полотна на основе компо- тических историко-революционных ком- зиционных приемов великих мастеров позиций до пейзажа. В основном произ- итальянского Возрождения, он и зДесь ведения посвящены Урало-Кузбассу. пытался !вписать в «треугольник» цент- Выставка ярко представляет текущий ральную фигуру Чапаева с белым конем этап развития советской живописи—его между крыльями мельницы. Но в целом трудности, преодолеваемые и неизжитые эту беглую подготовительную работу влияния, его слабости и первые значи- нельзя признать удачной ни со стороны тельные успехи. Она вскрывает некото- героического показа образа Чапаева, ни рые ведущие линии художественного со стороны мастерства. Шестопалов вы творчества того периода строящегося со- ставил культурно сделанное многофи циализма, который определялся истори- гурное полотно «Пугачев на Белорец ческой формулой т. Сталина «техника ре- ком заводе». Но оно страдает рядом шает все». Она показывает, как вместе недостатков. Фигура самого Пугаче с бурным нод'емом художественной ли- ва как-то мелка и теряется в тесном ок тературы, театра, кино и архитектуры ружении соратников. Кряжистые, коло поднимается и советское изобразитель- ритные фигуры казаков и фигуры баш ное искусство. кир заслоняют образы заводского рабо Значительное место на выставке зани- чего люда —-этого ценнейшего социаль мают композиции на исторические и ис- ного элемента пугачевского движения торико-революционные темы. Большое по- Композиционное построение картины — лотно Мещерякова «Расстрел рабочих замкнутый круг из плотно стоящих фи колчаковцами на Кизелевском заводе» Г УР> который как бы взят под конвой ценно своей политической заостренно- верховых казаков — едва ли удачно, стыо, дающей зарядку ненависти к бе- Нет должного композиционного ударе логвардейщине. Морозная мгла. Стена, ния на показе мастеровых люде.!!, нет до У нее — группа полуобнаженных рабо- статочно внимательной социальной их чих. Против — кучка карателей. В фи- характеристики. Художник не продумал гуре офицера на переднем плане худож- глубоко, как надо было осуществить ник удачно передал бешеную и хищ- С0 ой ценный творческий замысел, ную, низкую и подлую силу классовой в р еШ ении производственным тем на ненависти белых, но не сумел противо- в ы с т а в к е вскрывается прежде всего борь- поставить ей высокую идеиную одухо- д а д в у х тен денций творенность и героизм пролетарских бор- часть живописцев, все еще отдавая цов. Невыразительно лицо первого рабо- д а н ь прошлому, передает облик с-щиали- чего, шатка постановка фигуры и слаб стического завода в сумрачных и туск- негодующий жест руки второго, в ши- л ы х к р а с к а х . «Панорама Белорецкого за- роко открытых глазах женщины чита- в о д а » Соколова, пожалуй особенно ха- ется ужас и Оезумие. рактерна в этом отношении. Глаз Иоган- В «Прифронтовом ревкоме» Ромадина- с о н а в «Механическом цехе Урялмаша» выразительно противопоставлены два Не с у м е л р а з о браться в изобилии стан- социально-политические мира при помо- к о в и выделить основное. Отсюда недо- щи удачно выбранного психологическо- пустимое для образной передачи дейст- го момента. Один член ревкома с хо- вительности загромождение вещами лодной враждебностью всматривается в о д о б н ь 1 е пр0И зведения не могут вол- только-что вошедшего офицера-пленно- д зажигать, их общественно-восг.и- t J ^ Z l J l Р е в к о м о в е ц - настороженное т ы в а ю щ е е с л а б о . ВЫЖИДЭНИС. Художник Никонов, известный автор Художники, относящиеся ко второй нескольких полотен на темы партизане- группе, выражают в основном совсем кого движения в Сибири и борьбы с другое идейно-творческое восприятие со- колчаковщиной, дал «Разгром колчаков- циалистической индустрии и социалисти- щины». С подчеркнутой силой передано ческого труда. Они увлекаются эффект- ощущение лютого сибирского мороза, ными контрастами освещения и живонис- Сокрушительный натиск красных частей ной игрой красок. Картины Костяницы- передан продуманным композиционным на — «Ударник тов. Беляшов за уборкой приемом — всадник на крепкогрудом то- шлака» и «Н.-Салда. Мартеновский рячем коне с веющим знаменем, мощный цех», Шестопалова — «Белорецкий за- напор которого поддержан и усилен дви- вод. Пуск чугуна», Покаржевского—«Вы- жением паровоза на заднем плане. Ха- пуск чугуна», Котова — «Конветоряая рактерна типично никоновская трактов- машина. Красноуральский медный завод», ка фигур — преувеличенно громоздкие, по богатству живописной палитры и пре- до неуклюжести закутанные люди, стоте композиционных обобщений при-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2