Сибирские огни, 1935, № 6
200 1!Я! 1111№! 111Н! 11!111И1Н1 ДНЕВНИК «СИБИРСКИХ ОГНЕЙ» ческий организм, которому чужды чван- ство и самоуспокоенность. Такую развернутую критику наших ра- бот мы считаем более полезной для театра, нежели снисходительное похва- ливание, которое свойственно сейчас не- которой- части критиков по отношению к периферийному театру. Поездка в Москву обогатила всех нас ценнейшим опытом. Каждое из сказанных и написанных критических замечаний будет вниматель- но изучено и учтено нами в дальнейшей работе. Какие основные выводы должны мы сделать для себя после Москвы? Что нам стало ясно? Мне кажется, что мы, в результате неизжитых еще традиций студийности старого «Красного факела», несколько переоценивали роль художественного приема в спектакле. Мы переоценивали роль режиссуры в театре. Нам казалось, что художественный прием, как таковой, решает все проблемы исполнения. Мы часто забывали, что главным в театре является актер и подчас излишне сти- лизовали его игру. И эта стилизация до- ходила как контур, не превращаясь в перспективу. Этот вопрос вызывает, конечно, и це- лый ряд последующих, и в первую оче- редь вопрос о необходимости пересмот- ра методов и путей создания спектакля. С каких же позиций должен итти этот пересмотр? Все мы сейчас ощущаем наступление новой эпохи в искусстве, которую хо- чется назвать эпохой «социалистическо- го возрождения». Искусство входит в быт трудящихся нашей страны, становит- ся их потребностью. И оно не может быть искусством мятущихся и тоскую- щих интеллигентов-одиночек. Это искус- ство радостного, счастливого будущего, избавленного рукой партии Ленина-Ста- лина от ужасов безработицы и голода. Отсюда — от этих черт и особенно- стей — возникает стиль нашего театра и своеобразие методов его работы над материалом. Всякую тему, в том числе тему семьи, брака и личной жизни, мы будем стре- миться поднять до высот «типического в типичных обстоятельствах». Поэтому, широко использовав в предыдущих ра- ботах умение искать в образе индиви- дуальное и только ему, этому, образу, присущее психологическое содержание, мы должны будем перейти к следующе- му этапу — к умению передавать обра- зы в обобщающей величавой форме, ис- полненной глубокого темперамента и благородного пафоса. Если перевести эту задачу на язык живописи, мы дол- жны будем перейти от портрета к фре- ске. Единство творческой платформы со- ветских художников — социалистический реализм — вовсе не означает единства методов решения конкретных задах то- го или иного искусства, не означает, в частности, единства рецептуры в созда- нии спектакля. Мы знаем, что каждый новый день обогащает нас новыми знаниями, расши- ряет наш кругозор в мире вещей и явле- ний. С каждым днем множатся наши по- беды над извечным антагонистом чело- века — природой, ее законами, но, из- меняя природу, изменяется и сам чело- век, изменяются интенсивность и харак- тер его восприятий, утончаются, стано- вятся более многообразными его чув- ства. Эти чувства будут находить новые, столь же многообразные выражения в искусстве и в первую очередь в театре. Отсюда ясно, что развитие искусства не может и не будет итти гладко и лег- ко. Оно будет итти скачкообразно, пре- одолевая самые различные препятствия, двигаясь вперед по спиралеподобной кривой. В искусстве, как и в науке, всегда бу- дут происходить споры и борьба во- круг той или иной творческой гипоте- зы. Сейчас злобой дня театральной Моск- вы является вопрос о перераспределении соотношения творческих слагаемых в театре. Говорят о «театре актера» в противовес «театру режиссера». Нам противопоставление этих двух понятий кажется анахронизмом. История не возвращается вспять. Пропаганду «театра актера» мы считаем очередным увлечением части наших критиков. Мы всегда были и будем за основную ведущую и решающую роль актера в те- атре. Но мы —- за нового актера, акте- ра высокой художественной культу- ры, умеющего предельно ярко доно- сить до зрителя задуманный им образ и вместе с тем дополнять и оттенять сво- им исполнением образ партнера и ан- самбль в целом. Мы попрежнему за театр единой твор- ческой воли, за театр ансамбля. Для ^iac принятый к постановке драматургиче- ский текст является основным идейно- образным началом, исходя из которого и во имя полноценного раскрытия кото- рого ведется работа в театре. Эти мысли приводят нас к поискам как в нашей, советской драматургии, так и в классике больших характеров, боль- ших страстей. Кроме того, преодолевая свои увлечения психологизмом, театр в репертуаре наступающего сезона уделя- ет значительное место классической ко- медии и водевилю. Основными спектаклями первой поло- вины творческого года является пьеса писателя-челюскинца С. Семенова «Не сдадимся» и комедия Л. Н. Толстого «Плоды поосвещения». Пьеса «Не сдадимся» воскрешает со- бытия, которыми еще так недавно был взволнован весь мир. На несложной драматургической канве писатель пока- зывает люде'й, которых так хорошо зна- ет каждый — это проф. Шмидт, капи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2