Сибирские огни, 1935, № 6
i 96 Ш1Я111№ПШШЕ(1НМlilИIЮ! 1ШШ! ШТПШП[I'1Ш11ШШ1ШШП1П1Ш№! 11 1ШШ1ШП1!1l1ШЛШ11ИПП1Г К Р И Т И КА И Б И Б Л И О Г Р А Ф ИЯ ним, выкладывают ему все свои сокровенные контрреволюционные мысли. Все это, разумеется, мало похоже на живую действительность. «Записки гидрографа» создают впечатление, что годы советской власти для Якутской АССР пропали даром; что Якутия якобы ничего не выиграла от Ок- тябрьской революции. Судите сами: кадров нет, местные и приезжие работники— одни Жулики, воры, проститутки; грязь, вши, врачебной помощи нет; советских товаров также нет, а имеющиеся — «дрянь». Согласно Абрамовичу, на Лене пла- вают всего два пароходика, а ведь при Кушнаревых (бывшие пароходовладель- цы, ныне белоэмигранты) их было больше. Во всем этом ни грана истины. В Якутии за годы революции создана боль- шая сеть школ, лечебных пунктов. Заново создана золотая промышленность (Алданзолото), построено десять с лишним предприятий, на Лене крейсируют несколько десятков пароходов, а не два. Благодаря деятельности Главсевморпу- ти, эти суда связывают северное якутское побережье с центрами Советского союза. Абрамович-Блэк забывает о том, что наряду с жуликами, искателями «длин- ного рубля», которых на наших окраинах, правда, относительно больше, чем в других частях Союза, мы имеем там значительное количество активных ра- ботников и социалистических строителей. Без этих героев-энтузиастов мы бы, ко- нечно, не имели тех успехов, которыми отмечены последние годы развития Якут- ской АССР. I I Книга названа «Записками гидрографа». Это название вселило надежду, что хоть в вопросах транспортных — самых жизненных проблемах Якутской АССР — Абрамович-Блэк даст верную картину положения вещей и наметит пра- вильные перспективы развития этой замечательной северной республики. Транспортные вопросы Якутии, — в особенности Колымы, — не «табула раза». По колымским рекам и берегам шли за годы советской власти многие на- учно-исследовательские экспедиции. Вспомним экспедиции Обручева, Молодых, Билибина, Вусика, Зонова, Чирихина, Ландина, Мокроусова и друг. Между про- чим, в восточно-полярной изыскательной экспедиции Главного управления граж- данского воздушного флота принял участие и Абрамович-Блэк. Из этой экспе- диции! он вскоре был удален за некомпетентность. Не потому ли партия восточ- но-полярных экспедиций в «Записках» выводится под видом рвачей-«рыкачев- цев». (Другой экспедиции в то время в Якутии не было). И. Ф. Молодых издал даже библиографический справочник по материалам этих обследований («Биб- лиографический указатель по Колымскому краю». 1931 г. Иркутск). Словом, в Якутии за годы советской власти проделана огромная научно-исследовательская работа по изучению и освоению этого края. Когда же читаете «Записки гидрографа», кажется, что мы имеем дело с белыми пятнами на карте, которые остается заштриховать одному Абрамовичу- Блэку. Автор «Записок» берет под сомнение работы всех научных экспедиций, в том числе Академии наук. Он — заметьте, гидрограф! — ставит в основу изы- скательных работ для составления настоящей карты не точный инструментарий, не науку, а исключительно опрос местных старожилов. «Действительно, юкагиры и ламуты помнят свои горы и реки так, как самым «ученым» топографам и гидрографам «не догадаться»... «В стране с кочевым населением полученные от него данные помогут составлению в кратчайший срок настоящей (!) карты все- го района» (стр. 189). Эти слова стоило бы высечь на мраморной доске! Такое преклонение перед «знаниями кочевого населения» и такое пренебрежение к уче- ным исследователям — ныне редкое явление в советской литературе. Абрамович-Блэк потакает также отсталым местническим настроениям и взгля- дам в основном вопросе организации транспорта. Автор «Записок» забывает о решениях партии и правительства по вопросу об организации и задачах Север- ного морского пути. Эти решения ставят перед Главсевморпутем задачу «про- ложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, содержать его в исправном состоянии и обеспе- чить безопасность плавания по этому пути». Это решение имеет в виду дать разбег развитию хозяйства и культуры малых народов Севера, в том числе, ра- зумеется, и якутов, и тунгусов. Автор же «Записок» вкладывает в уста учителя Окоемова следующие фразы: «В Колымский округ надо ехать через Охотское море, а не через Северное, ледяное. Вот — Комсеверпуть, он говорит, что в Ко- лыму надо ехать пароходом из Булуна, из устья Лены, или через Берингов про- лив, из Владивостока. Совсем не надо ехать через льды. Пускай эта ледяная до- рога остается на всякий случай. Понимаешь? Новая советская дорога пускай идет через теплое море» (стр. 189). На странице 196 автор соглашается с Окое- мовым и утверждает: «Северный морской путь в Колыму станет действительно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2